Императорский фарфоровый завод - первый в нашей стране и один из крупнейших в Европе производителей фарфора. Завод основан в 1744 году в Санкт-Петербурге. Первоначально он носил название «Невская порцелиновая мануфактура». После открытия исследователем Дмитрием Ивановичем Виноградовым (соучеником Михаила Васильевича Ломоносова) состава твёрдого фарфора, к 1756 году на заводе было налажено производство мелких изделий: табакерок, чашек, шахматных фигурок, статуэток, а также сервизов. Глина использовалась не только отечественная, но и европейская (английская, французская), поскольку она не требовала столь тщательной очистки.

При Елизавете Петровне, которая и пожелала организовать персональное производство, завод выпускал в основном ограниченную продукцию для небольшого числа приближенных ко двору особ (в том числе «Собственный» сервиз императрицы). В отличии от неё, к концу XVIII века Екатерина II значительно расширила производство. Большое значение для предприятия в те годы имело появление на нем в качестве модельмейстера известного французского скульптора Жака-Доминика Рашетта. Наиболее известными сервизами того времени являются «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», «Юсуповский».

Чернильный прибор с надписью: «Указы Государыни Императрицы Екатерины II и Собственно-ручный заказ Ея Императорскаго Величества. 1765 г.»
Чернильный прибор с надписью: «Указы Государыни Императрицы Екатерины II и Собственно-ручный заказ Ея Императорскаго Величества. 1765 г.».

В годы правления Александра I началась реорганизация завода. В соответствии с духом времени после победы в Отечественной войне, на заводе создаётся один из самых совершенных по форме и знаменитых парадных сервизов, прославлявших величие русского народа, – «Гурьевский сервиз» в стиле ампир, названный так по имени графа Дмитрия Гурьева, в ведении которого находился в тот период Императорский фарфоровый завод.

К работе завода в этот период активно привлекались известные русские и зарубежные художники, в том числе из Севрской фарфоровой мануфактуры.

Предметы из Гурьевского сервиза
Предметы из Гурьевского сервиза.

В эпоху правления Николая I в качестве ведущего стиля утверждается историзм, пробуждается интерес к искусству прошлого (сервизы «Этрусский», «Коронационный», «Готический», «Кремлёвский»). Одно из главных достижений того времени — это вазы, декорированные живописью. Но уже в эпоху Александра II производство сократилось, так как император не проявлял особого интереса к деятельности завода, сохранив в основном лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору.

Александр III создал более благоприятные условия для завода и даже лично участвовал в разработке эскизов. Он же распорядился создавать все сервизы в двух экземплярах. Помимо сервизов, из фарфора делались и такие сложные предметы, как камины, мебель, корпуса часов, иконостасы, цветочные композиции. В годы царствования Николая II завод достиг вершины технического уровня. В искусство фарфора проникли модерн и неорусский стиль. К совместной работе привлекались известные художники и скульпторы (К.А. Сомов, Л.С. Бакст, В.А. Серов, Е.Е. Лансере и др.).

 

Скульптура "Олонецкая женщина"
Скульптура "Олонецкая женщина".

Что влияет на стоимость изделий Императорского фарфорового завода?

Определяющую роль играет время создания предмета. Более ранние изделия, несомненно, ценятся выше, так как сохранились в ограниченном количестве.

Если рассматривать посуду, то стоимость зависит от принадлежности к конкретному сервизу. Стоит учитывать и то, что в продажу в XIX веке поступали бракованные изделия, не расписанные, а также вышедшие из моды. Часто из-за завышенных цен на складах накапливались излишки, которые затем распродавались. Поэтому далеко не все изделия Императорского фарфорового завода облают высокой коллекционной ценностью.

Цена изделия зависит и от его состояния. Более всего ценятся изделия без трещин, сколов, значительных потёртостей, заводских дефектов и реставрационных вмешательств.

Особую ценность представляют уникальные изделия, выполненные в ограниченном количестве, например, вазы, а также изделия ведущих скульпторов и художников. Часто для установления подлинности таких предметов эксперты прибегают к архивной работе и изучению каталогов, музейных коллекций.

Как оценить и продать изделия Императорского фарфорового завода?

Изделия Императорского фарфорового завода, несомненно, представляют коллекционный интерес.

Если Вы хотите оценить и продать изделие - пришлите его подробные фотографии и фото клейма крупным планом нам на почту или любым другим удобным для Вас мессенджером. Также желательно указать, есть ли на предмете дефекты (трещины, сколы и т.д.). Наши специалисты обработают Ваш запрос, дадут предварительную оценку и пригласят в офис.

Также можно принести изделие сразу в офис без предварительной оценки, либо воспользоваться бесплатной услугой выезда эксперта-оценщика на дом.

Мы производим моментальную выплату за Ваши предметы наличными или переводом на карту. Вы можете не переживать о безопасности и конфиденциальности - никакая информация о сделке не будет доступна третьим лицам.