После национализации 1918 года Императорский фарфоровый завод был переименован в Государственный фарфоровый завод, находившийся под контролем Народного комиссариата просвещения. Главной задачей отныне стало производство агитационного фарфора, а также усовершенствование технического исполнения в целом.  Фарфор 1920-х годов отличается как гармоничностью художественных форм, так и идейной наполненностью, в том числе за счёт использования лозунгов.

Под руководством заведующего художественной частью завода Сергея Васильевича Чехонина над агитационным фарфором работали А.В. Щекотихина-Потоцкая, Н.Я. Данько (в том числе совместно с сестрой Е.Я. Данько), В.В. Кузнецов и др. К работе привлекались и знаменитые живописцы: Б.М. Кустодиев, К.С. Петров–Водкин, К.С. Малевич. Фарфор стал одновременно и проводником революционных настроений, и подходящим  материалом для воплощения идей авангарда, а именно набиравшего популярность супрематизма. Для этого периода характерна условность и геометризация декора. 

Скульптура «Работница». Автор модели: Данько Наталия Яковлевна, автор росписи: Данько Елена Яковлевна, 1924 год
Скульптура «Работница». Автор модели: Данько Наталия Яковлевна, автор росписи: Данько Елена Яковлевна, 1924 год.

В 1925 году, когда праздновалось 200–летие Российской Академии наук, заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова за высокие достижения в разработке новых составов фарфоровой массы. Отныне официальное название завода звучало как Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (ЛФЗ).

Довоенные годы были периодом расцвета завода. В 1930-е годы, на волне идеологической пропаганды, на заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством Николая Михайловича Суетина стиль становится максимально созвучен идеям социализма, формы приобретают лаконизм, используются яркие краски. Завод в этот период выполнял различные государственные заказы.

Чернильница с крышкой «Псковский храм». Автор модели и росписи: Суетин Николай Михайлович, 1930 год
Чернильница с крышкой «Псковский храм». Автор модели и росписи: Суетин Николай Михайлович, 1930 год.

Художественная лаборатория продолжала работу и в военное время (с 1943 года). Кстати, именно блокада Ленинграда вдохновила художницу Анну Адамовну Яцкевич на создание легендарного рисунка «Кобальтовая сетка». В 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе этот сервиз получил золотую медаль и стал визитной карточкой Ленинградского фарфорового завода.

Чашка с блюдцем «Кобальтовая сетка», 1950 г.
Чашка с блюдцем «Кобальтовая сетка», 1950 г.

В послевоенные годы произведения Ленинградского фарфорового завода стали более жизнерадостными, прославляющими мирную жизнь. В 1946 году была выполнена огромна ваза «Победа» высотой 2,5 метров с портретом И.В. Сталина.

В 1960-е годы, после пышности сталинского искусства, происходит возвращение к лаконичным формам. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э.М. Криммер и А.А. Лепорская, В.Л. Семенов и С.Е. Яковлева, В.М. Городецкий, С.П. Богданова, К.Г. Косенкова, Н.М. Павлова, В.М. Жбанов, П.П. Веселов, Н.П. Славина, И.С. Олевская. Популярными становятся статуэтки в анималистическом жанре, изображения детей, спортсменов и т.д.

Внедрение новых технологий позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции, а также наладить массовый выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора, узнаваемых по просвечиваемости и тонкости. За эту разработку группа специалистов завода была награждена Государственной премией СССР в области науки и техники. Молодые художники получили возможность для формирования индивидуального стиля и почерка.

В 1970-е годы Ленинградский фарфоровый завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Выполняются заказы для Генерального секретаря ЦК КПСС. Производственные образцы изделий поступали в музей. В 1980-е годы завод выпускал миллионы изделий в год и был самым рентабельным предприятием страны. С 2005 года вновь называется Императорским фарфоровым заводом.

Чашка с блюдцем "Перистый листик". Автор формы Лепорская А.А., автор росписи Безпалова-Михалева Т.Н.
Чашка с блюдцем "Перистый листик". Автор формы Лепорская А.А., автор росписи Безпалова-Михалева Т.Н.

Что влияет на стоимость изделий Ленинградского фарфорового завода?

Определяющую роль играет время создания предмета. Более ранние, довоенные изделия, несомненно, ценятся выше, так как сохранились в ограниченном количестве и отличаются высокими художественными качествами.

Если рассматривать посуду, то её стоимость зависит от принадлежности к конкретному сервизу. Среди сервизов есть как массовые, так и авторские, выполненные в ограниченном количестве, для конкурсов, знаменательных событий и т.д.

Цена изделия зависит и от его состояния. Более всего ценятся изделия без трещин, сколов, значительных потёртостей, заводских дефектов и реставрационных вмешательств.

Часто для установления подлинности особо редких предметов эксперты прибегают к архивной работе и изучению каталогов, музейных коллекций.

Как оценить и продать изделия Ленинградского фарфорового завода?

Изделия Ленинградского фарфорового завода, несомненно, представляют коллекционный интерес.

Если Вы хотите оценить и продать изделие - пришлите его подробные фотографии и фото клейма крупным планом нам на почту или любым другим удобным для Вас мессенджером. Также желательно указать, есть ли на предмете дефекты (трещины, сколы и т.д.). Наши специалисты обработают Ваш запрос, дадут предварительную оценку и пригласят в офис.

Также можно принести изделие сразу в офис без предварительной оценки, либо воспользоваться бесплатной услугой выезда эксперта-оценщика на дом.

Мы производим моментальную выплату за Ваши предметы наличными или переводом на карту. Вы можете не переживать о безопасности и конфиденциальности - никакая информация о сделке не будет доступна третьим лицам.