Фарфор Графенталь (Grafenthal)




Raritetus
  1. История фабрики «Carl Schneiders Erben»
  2. История фабкики «Weiß, Kühnert & Co.»
  3. История фабрики «Carl Scheidig KG»
  4. Клейма заводов Графенталя
  5. Коллекционирование и цены на изделия заводов Графенталя
Вид на Графенталь
В восточной части Германии расположено «зеленое сердце» страны – Тюрингия. Эта федеральная земля известна не только своими ландшафтами и средневековыми зданиями. Здесь находится несколько самых старых немецких мануфактур. В районе Заальфельд-Рудольштадт расположен небольшой город – Графенталь (Грефенталь/ Gräfenthal). Это место, окруженное грядами сланцевых гор, покрытых елями. Город был основан дворянским родом лордов Графенталь в конце XIII века. Затем эти земли переходили во владение герцога Меранского, представителей дома Веттинов, Статус города Графенталь получил в 1412 году. А уже в 1462 году здесь был основан металлургический завод «Зайгерхютте Графенталь» (Saigerhütte Gräfenthal), проработавший вплоть 1630-х гг. В XIX веке город стал еще и центром производства фарфора, который после Второй мировой войны приобрел широкую известность в СССР. Объединение «народных предприятий» включало в себя три мануфактуры. Их истории и посвящена данная статья.
 

Отправьте фото удобным вам способом
     

    История фарфоровой мануфактуры «Carl Schneiders Erben» (1859 – 1973)

    Карл Шнайдер Фарфоровая статуэтка 1950е
    Фабрика была основана в 1859 году в результате концессионного соглашения между государством, предпринимателями Карлом Шнайдером и Германом Хутшенройтером, а также модельером фарфора Карлом Унгером. Она получила название фарфоровой мануфактуры «Unger, Schneider & Cie.». Поначалу завод специализировался на производстве посуды, детских наборов и кухонных принадлежностей. Изделия оформлялись кобальтово-синими орнаментами в стилях «Zwiebel-» и «Strohblumenmuster» с включением золочения. Фабрика производила не только копии предметов, уже существовавших видов оформления, но и создавали собственный дизайн. В результате в 1875 году мануфактура получила первую награду на Всемирной выставке в Сантьяго (Чили).
    дама нач 20 в 
    Грефенталь Германия Карл Шнайдер античная фарфоровая статуэтка 1970е
    Успешное выступление среди других производителей также выявило существенную проблему – клеймо фарфора «Графенталь» было очень схоже с тем, которое использовалось ранее на заводе в Гиссхюбеле (Gießhübel). Возникла необходимость в создании нового символа. С этого момента, с 1875 года, клеймо представляло собой тисненое изображение литеры «G», пересеченной двумя вертикальными чертами, объединенными в стрелу с двумя наконечниками. 
     

    Отправьте фото удобным вам способом
       
      Карл Шнайдер Фарфоровая статуэтка Джентльмены 19 в  
      Графенталь Девушка с биноклем и собакой Карл Шнайдер 1950е
      Развитие фарфоровой мануфактуры, растущая популярность выпускаемых ею изделий и успешное выступление на Всемирной выставке в Париже в 1878 году – всё это способствовало решению официально зарегистрировать эту марку фарфора. В 1879 году владельцы фабрики подали запрос на регистрацию в Герцогский окружной суд Графеталя (Herzogliches Landgericht Gräfenthal). В том же году на фарфоровых изделиях мануфактуры появилась аббревиатура «Dep.» в клейме. Они же были представлены на Всемирной выставке в Сиднее, где также отмечены наградой.
      Карл Унгер оставался партнером фирмы Графенталь до самой смерти Карла Шнайдера в 1885 году. Однако, в 1882 году он, объединившись со своим другом, Бернхардом Шильде, основал собственное дело. Партнеры взяли на себя управление фарфоровой мануфактурой «Unger & Schilde» в Рошютце (Roschütz).
      Карл Шнайдерс Эрбен 1950 Грефенталь Германия Карл Шнайдер 1870е
      В 1880-м году сын Карла Шнайдера, Пауль, стал младшим партнером фирмы. Сын основателя принял на себя управление компанией, вместе с акциями. Пауль руководил производством вместе с Германом Хутшенройтером вплоть до 1886 года. Именно тогда старший партнер решил, что оставляет фабрику в надежных руках и покинул ее, основав собственную компанию «Hermann Hutschenreuther GmbH» в Пробцелле (Probstzella). В этот недолгий период мануфактура носила название «Porzellanfabrik Schneider & Hutschenreuther».
      С 1886 года Пауль Шнайдер, объединившись с другими членами семьи, решил переименовать свою фирму. С этого момента она получила название «Porzellanfabrik Carl Schneiders Erben» (т.е. «Фарфоровая мануфактура наследников Карла Шнайдера»). В 1889 году на мануфактуре в качестве технического консультанта начал работать доктор Вильгельм Ведель. Ученый обладал степенью в области химии. Его вклад в работу фабрики позволил улучшить качество смесей, использовавшихся в процессе глазурования и декорирования. В результате многолетней дружбы, Пауль Шнайдер и Вильгельм Ведель в 1899 году стали еще и деловыми партнерами.
      Carl Schneiders Erben GDR Grafenthal Carl Schneiders Erben GDR
      В течении нескольких следующих лет изделия мануфактуры продолжали пользоваться спросом. Однако, к 1910 году стало ясно, что количество заказов постоянно уменьшается. Причиной стала смена эстетических предпочтений клиентов. Отсутствие модернизации производства, которая постоянно откладывалась владельцами компании, имело свою цену. В 1912 году Пауль Шнайдер умер и дела пришлось вести Вильгельму Веделю самостоятельно. На этот момент на фабрике работало 240 человек, но уже в 1913 году пришлось сократить штат сотрудников на 10 человек. В попытке спасти мануфактуру, Ведель начинает реструктуризацию части завода, чтобы оптимизировать рабочий процесс. Фабрика тем не менее приходила в упадок. К 1930 году на производстве работало уже всего 120 человек, несмотря на все усилия, приложенные Веделем. На владельца обрушилась огромная нагрузка, в итоге он умер, не дожив до Второй мировой войны.
      Фабрика перешла в руки банка, у которого Вильгельм Ведель брал займы на финансирование. Во время войны производство сильно сократилось, но завод продолжал функционировать. Хотя в его штате на 1947 год насчитывалось лишь 70 человек. В этот период мануфактура занималась выпуском дешевой массовой продукции, в которой был огромный спрос в послевоенный период.
      В 1951 году фабрика «Carl Schneiders Erben» была национализирована и стала частью «народных предприятий» ГДР. Завод входил в комбинат «VEB Porzellanfiguren Gräfenthal». В 1960-е гг. мануфактура перевыпустила многие серии своих изделий, использовав старые пресс-формы. В результате, изготовленные в эти годы предметы имели на поверхности старые оригинальные штампы и клейма. От более ранних образцов они отличаются состоянием глазури и общим колоритом. Мануфактура «Carl Schneiders Erben» окончательно прекратила существование в 1973 году.
       

      Отправьте фото удобным вам способом
         

        История фарфоровой мануфактуры «Weiß, Kühnert & Co.» (1891 – 2007)

        Weiß Kühnert Co фабрика
        Фарфоровый завод был основан в 1891 году. Фирма начала с выпуска простых изделий для внутреннего рынка, но быстро перешла к экспорту продукции. Производство развивалось медленно. К 1913 году на мануфактуре работало чуть больше 200 человек. В этот период завод выпускал сосуды для святой воды, фигурки ручной работы в форме святых, купающихся красавиц, девушек в чепчиках и т.д. Благодаря высокому качеству продукции, фабрика «Weiß, Kühnert & Co.» стала одним из немногих европейских предприятий, получивших в 1929 году лицензию от компании «Disney» на производство фигурок Микки Мауса. Это привело к тому, что мануфактура быстро разбогатела, достигнув пика своего развития. С 1930 по 1937 год на производстве работало 250 человек. Кроме того, компания также сотрудничала с другим американцем, Николасом Уоплером, производя для его Нью-Йоркской фирмы розничные товары для аквариумов (с клеймом Relpaw).
        Микки Маус weiß kühnert 1928 Пастушки weiß kühnert
        В период Второй мировой войны фабрика стала местом производства изделий для военной промышленности. Мастер-формы, использовавшиеся для изготовления фарфора, были отложены на хранение. Затем здания завода были временно приспособлены под казармы Только в 1949 году возобновилось производство фарфора, однако, лишь утилитарных предметов, таких как пивные кружки и простая посуда.
        Кувшин weiß kühnert co вт пол 1959 1972 Ваза weiß kühnert co вт пол 1959 1972
        В 1972 году фарфоровая мануфактура «Weiß, Kühnert & Co.» стала частью комбината «VEB Gebrauchsporzellan Gräfenthal», продолжая выпускать продукцию под своей торговой маркой. Однако вскоре завод перешел в ведение более крупного объединения – «VEB Vereinigte Zierporzellan-Werke Lichte». С этого момента новое руководство начало определять, какие изделия производить и как их маркировать.
        Германия в 1990 году объединилась, а полуразрушенная фабрика была закрыта. Здания завода продолжали пустовать вплоть до 1996 года, когда их приобрела компания «German Doll Company», основанная в том же году Роландом Шлегелем. Новые владельцы купили не только помещения, но и содержимое бывшей мануфактуры. Среди прочего остались и мастер-формы, которые в дальнейшем были использованы для перевыпуска продукции. Основной идеей стало сохранение фабрики как объекта истории, но довольно быстро дела пошли не по плану. Заказанные товары не доставлялись покупателям, других убеждали, что те приобретают антикварные изделия, а не новые. В итоге скандал последовал за скандалом. А с 2007 года мануфактура прекратила выпуск продукции.
         

        Отправьте фото удобным вам способом
           

          История фарфоровой мануфактуры «Carl Scheidig KG» (1906 – н.в.)

          Античный Карл Scheidig фарфоровые овчарки фигура 1910 Винтаж арт нуво овчарки фигура состояние мяты антикварные коллекционеры фигура 
          Кролик Carl Scheidig
          К тому моменту как предприниматель Карл Шайдиг в 1906 году основал свой завод, в городе Графенталь уже существовали успешные «Porzellanfabrik Carl Schneiders Erben» и «Weiß, Kühnert & Co.». Молодая фирма оказалась в условиях жестокой конкуренции. Но бизнесмен прекрасно осознавал, что этот район был идеальным для производства фарфора. Рядом находилась железнодорожная станция, что облегчало и удешевляло доставку сырья и отправку готовой продукции.
          Карл Шайдиг тщательно изучил доступные ему каталоги других фарфоровых мануфактур и выявил лакуны в их ассортименте. Дилерам, находящимся в постоянном поиске новинок, потребовалось совсем немного времени, чтобы обнаружить продукцию компании «Carl Scheidig KG». Фабрика предлагала широкий спектр товаров. Даже если покупатели уже сделали заказы у других местных фирм, они обращались за дополнительными изделиями на завод Шайдига. Вскоре к успешной компании начали присоединяться специалисты с других предприятий. Дизайнеры, художники, модельеры – всех их привлекала свобода в воплощении своих идей и замыслов. В итоге, к 1913 году на мануфактуре работало уже 160 человек.
          Карла Шайдига Графенталь Фермер 1980е
           
          Карла Шайдига Графенталь Фермер 1980е
          Еще одним удачным ходом фирмы Шайдига было предоставление бесплатных образцов потенциальным заказчикам. Благодаря этому покупатель мог убедиться в качестве продукции завода, а предприниматель заключил несколько крупных контрактов, обойдя своих конкурентов. Успех фабрики повысил спрос на ее изделия. Для увеличения производства был задействован завод «Steinbrenner & Co.» в Райхмансдорфе, которую Шайдиг использовал как дочернюю компанию. Мануфактура производила фигурки и скульптурные группы, которые продавались по всему миру. «Carl Scheidig KG» была очень успешной компанией и активно развивалась. К 1930-му году на ней работало уже 250 человек.
           

          Отправьте фото удобным вам способом
             
            Carl Scheidig Gräfenthal Porzellan Statue Skulptur Figürlich Vintage 50er Jahre Карл Шайдиг Синицы
            Мануфактура пережила Вторую мировую войну. Ее руководство быстро наладило старые торговые пути, но все изменилось с установлением ГДР. Экспорт сразу же был ограничен социалистическими странами. Сначала компания еще оставалась частной компанией, хоть и находящейся под контролем государства. Но в итоге в 1972 году была национализирована, став управляющей частью комбината «VEB Porzellanfiguren Gräfenthal». Название говорит о том, что основной целью объединения стало сконцентрировать производство фарфоровых статуэток в одной инстанции. С 1949 по 1972 год многие технологии и формы, хранящиеся в архивах фабрики были запрещены. Большое количество изделий наполнило глубокие подвалы зданий завода, так как мануфактура ориентировалась на выпуск простых в производстве и по дизайну предметов. В период национализации произошел общий художественный регресс когда-то успешной и новаторской фирмы.
            1930-е Карл Шайдиг Спящий мальчик под зонтиком 30-е Grafenthal Carl scheidig девушка в голубом платье статуэтка
            Незадолго до Объединения Германии условия труда на фабрики сильно ухудшились. В виду нарастающей напряженностью между сторонниками старого порядка и перемен, во избежание стычек между рабочими завод был временно закрыт. После 1990 года мануфактура возобновила работу как небольшое частное предприятие. Завод в Райхмансдорфе на средства местного правительства начали преобразовывать в музей. Дела шли медленно, поначалу компания выживала только за счёт продажи готовых изделий, которые еще не успели покинуть здания завода. На лицо была общая заброшенность мануфактуры. Для восстановления былой славы фирмы началась работа в архивах. В результате исследований была восстановлена полная история компании. Кроме того, сохранились каталоги, книги цветовых образцов и схемы декоративного оформления, фотографии и мастер-формы, по которым изготавливались оригинальные фигурки Шайдига.
            Карл Шайдиг Фарфоровая статуэтка Семья Карл Шайдиг Графенталь статуэтка птиц 1940е
            В настоящий момент фирма в память о своем основателе и фарфоровом комбинате и называется «Porzellanfiguren Gräfenthal (Ehemals Carl Scheidig) GmbH». Линейка выпускаемых изделий насчитывает более 10 000 моделей.
             

            Отправьте фото удобным вам способом
               

              Клейма по годам

              «Porzellanfabrik Carl Schneiders Erben»
              С 1875 года, клеймо «Porzellanfabrik Carl Schneiders Erben» представляло собой тисненое изображение литеры «G», пересеченной двумя вертикальными чертами, объединенными в стрелу с двумя наконечниками.
              С 1886 года клеймо стало подглазурным и было дополнено короной с пятью зубцами и надписью «1859».
              В период VEB предприятия внутри комбината не использовали собственных клейм. Вместо этого на обороте изделий помещалось изображение открытых ножниц и надписи: «HAND PAINTED», «1859», «UNDER GLAZE».
               
               
              «Weiß, Kühnert & Co»
               
              Клейма Weiß Kühnert  Co
               
              «Carl Scheidig KG»
               
              В период, когда фабрика была частью «VEB Porzellanfiguren Gräfenthal», многие фарфоровые фигурки имели особую комбинацию символов в клейме: старое клеймо «KRONENADLER» Карла Шайдига было объединено с символом короны, первоначально использовавшейся другой частью комбината – мануфактурой «Wagner & Apel». Изделия с этой комбинацией изображений были созданы на фабрике «Gräfenthal» с использованием бывших форм «Wagner & Apel».
              Клейма Carl Scheidig KG 1 Клейма Carl Scheidig KG 2
               

              Отправьте фото удобным вам способом
                 

                Коллекционирование и цены

                На современном антикварном рынке можно встретить множество фарфоровых статуэток. Произведения, созданные в Тюрингии, обычно украшены ручной росписью и являются предметами высочайшего качества. На фарфоровых мануфактурах Графенталя выпускались фигурки и целые композиции на различные темы: анималистика, пастораль, святые мученики и даже Микки Маус. В зависимости от редкости, периода создания и состояния сохранности такие предметы могут стоить совершенно по-разному. Например, фигурку «Weiß, Kühnert & Co» 1930-х годов можно продать за 50 000 рублей, а 1950-1970-х годов примерно за 2000 – 5000 рублей. Скульптурная группа «Porzellanfabrik Carl Schneiders Erben» 1949-1959 годов стоит около 8000-9000 рублей. Цены на произведения мануфактуры «Carl Scheidig KG» варьируются от 1500 до 30 000 рублей и выше. Если вы хотите продать антикварную фарфоровую посуду, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить их и предложат выгодную цену.
                 

                Отправьте фото удобным вам способом
                   


                  Похожие статьи
                  Песоченская фабрика фаянса: клейма по годам Мальцова и Кузнецова, кировского фарфора 08.02.2023 в 09:51
                  Фраже: клеймо Fraget, приборы, подстаканники, посуда фирмы Фраже 07.02.2023 в 10:23
                  Завод «Труд» в с. Вача - что производили, история фабрики Кондратова, клейма 06.02.2023 в 02:16
                  Посуда Norblin & Co Warszawa: клеймо, история и изделия фабрики Норблина 30.01.2023 в 02:23
                  Никольский (Бахметьевский) хрустальный завод - история бахметьевского хрусталя, клеймо 24.01.2023 в 02:01
                  Берлинский фарфор KPM: клеймо по годам Королевской фарфоровой мануфактуры Берлина 08.02.2023 в 09:55
                  Завод «Русские самоцветы»: история, изделия «Русских самоцветов», клеймо по годам 08.02.2023 в 04:04
                  Посуда WMF: история Вюртембергской фабрики металлических изделий, клеймо WMF по годам 09.02.2023 в 08:01
                  Карл Энс: клейма по годам, история фарфора Karl Ens, статуэтки Карл Энс 09.02.2023 в 07:35
                  Ереванский ювелирный завод: клеймо, ювелирные изделия Ереванского завода, фото 20.02.2023 в 02:40