Фарфор Unterweissbach (Унтервайсбах)




Raritetus
  1. История мануфактуры с 1882 по 1899 гг.
  2. Унтервайсбах 1899-1940 гг.
  3. Клейма Унтервайсбах

Основателем фарфоровой мануфактуры «Унтервайсбах» является Герман Ост, который в 1882 году в одноименном городке Унтервайсбах, что расположен округе Тюрингия, решил открыть фабрику по производству фарфоровых изделий.
Первые годы развития оказались для фабрики Unterweissbach не простыми. Владельцы то и дело сменяли друг-друга. Впрочем, каждый из них стремился сформировать профессиональный штат рабочих и сделать продукцию уникальной, что сыграло положительную роль в дальнейшей судьбе предприятия.

Отправьте фото удобным вам способом

    Статуэтка "Балерина, завязывающая пуанты", фарфор, роспись, золочение, Unterweissbach Werkstätten, 1958-1976 гг.


    Фабрика Unterweissbach в период 1882-1899 гг.

    Изначально фабрика Оста, как и многие мануфактуры округа, выпускала стандартную посуду, которой Германия в те годы была буквально перенасыщена. Но руководство было одержимо желанием вывести фабрику на мировой уровень. На работу приглашали лучших специалистов, которые привносили в производство свежие идеи по выпуску новых форм. Со временем, помимо столовой посуды, предприятие стало производить наборы для специй и чернильницы, горшки и подсвечники, кувшины и вазы, а также изысканные статуэтки на религиозную и светскую тематику.

    В 1890 году Герман Ост продает мануфактуру Рудольфу Манну. В 1892 году наряду с Манном совладельцем компании становиться Фриц Порцелиус. Он же берет на себя юридическую сторону управления фабрикой. С этого момента предприятие называется «Фарфоровая фабрика Унтервайсбах, Манн и Порцелиус».

    Под руководством Манна и Порцелиуса мануфактура переживает сильный экономический рост. В 1899-м партнеры принимают решение преобразовать компанию в Акционерное общество.

    Статуэтка "Борзые", фарфор, роспись, Unterweissbach Werkstätten, 1956-1962 гг.
    Фабрика Unterweissbach в период 1899-1940 гг.

    С момента образования Акционерного общества владельцы убирают свои фамилии из названия предприятия. Здесь возникает небольшая путаница. Официально фирма называется Porzellanfabrik Unterweißbach A.G.. Но иногда в объявлениях или в газетных статьях еще встречается старое название с припиской vormals Mann & Porzelius (vormals в переводе - как ранее принадлежавшая).

    В 1901 году к «Унтервайсбаху» присоединяется старейший Фолькштедтский фарфоровый завод «Aelteste Volkstedter». По некоторым данным, «Aelteste Volkstedter» был на грани разорения, а Порцелиус и Манн просто выкупают его и делают своим филиалом. В ходе слияния получилось неуместно длинное название «Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur und Porzellanfabrik Unterweißbach vormals Mann & Porzelius A.G.». При этом продукция, выпускаемая в новом филиале, имеет маркировку Aelteste Volkstedter, к которой добавлено изображение короны с клейма Унтервайсбаха.
    1908 год вновь стал годом изменений для компании. К ней присоединяется фирма «Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst» во главе с Максом Адольфом Пфайффером. Пфайффер настаивает, что и его компания является обособленным подразделением Акционерного общества. Так на клейме предприятия появляется изображение «бегущей лисы».

    Статуэтка "Девушка за клавесином", фарфор, Unterweissbach Werkstätten, 1986-1990 гг.

    Слияние Унтервайсбаха с мастерскими Пфайффера можно назвать новой вехой развития. Он, как член Германского производственного союза, смог много сделать для производства. Его убежденность в том, что добиться еще большего успеха можно лишь тогда, когда мастерство ремесленников и таланты художников объединятся воедино, оказалась верной. К тому же Пфайффер отлично разбирался в новых технологиях. Что позволило модернизировать рабочие места и добиться прекраснейшего тандема технического конструктивизма и новых веяний искусств.

    Кроме этого, коммерсант был знаком с великими деятелями искусств того времени, которые сыграли большую роль в появлении новых фарфоровых коллекций, ставших знаменитыми на весь мир. В России же особенно полюбились статуэтки от фабрики Unterweissbach, выполненные Эрнстом Барлахом: «Кричащая монахиня», «Слепой нищий» и «Сидящая девушка». Эти работы Барлах создал после поездки в Россию. Нельзя не отметить коллекцию охотничьих статуэток, выполненную Отто Тимом. Коллекция позже была направлена в Императорский зал Шварцбургского замка и по сей день является гордостью фабрики Unterweissbach.

    Статуэтка "Дамы", фарфор, V.E.B. Unterweißbacher Werkstätten für Porzellankunst, 1980-1990 гг.

    Спустя некоторое время после вхождения в компанию Пфайффера, продукция мануфактуры начинает экспонироваться на различных выставках. Так, в 1909 году предприятие получает золотую медаль и приз Прусского государства. В 1910 - еще две медали на Брюссельской и Венской выставках. В 1911-м предприятие получает награду в Турине. В 1913-м изделия фабрики удостаиваются высшей награды на выставках в Лейпциге и Женеве. В 1915 году фабрика была удостоена очередной медали на Балтийской выставке.

    Однако Пфайффер в виду своей деятельной натуры не смог «усидеть на месте» и, несмотря на бурное развитие производства, в 1913 году уехал в Саксонию, приняв предложение от Мейсенской мануфактуры.

    Статуэтка "Джильда", фарфор, Unterweissbach Werkstätten, 1958-1976 гг.

    Отправьте фото удобным вам способом

      Фарфор «Унтервайсбах» обрел мировое признание и большое влияние на всех производителей фарфора. Компания могла стать самой крупной фарфоровой корпорацией в мире. Если бы не Первая мировая война, закончившаяся в ноябре 1918 года, после поражения в которой немцы испытывали серьезные экономические трудности.

      В 1920-х годах Германия понемногу начала восстанавливаться. Но в 1929 году грянул новый экономический кризис. Все эти события вызвали резкое снижения спроса на декоративные фарфоровые изделия. Фабрике Unterweissbach пришлось перейти на выпуск стандартной посуды. К 30-м годам производство оказалось на грани банкротства. Корпорация разделилась на отдельные предприятия: «Aelteste Volkstedter» и «Unterweissbach».

      Блюдо (фрутовница) с рельефным прорезным бортом и цветочным декором, фарфор, крытье, роспись, золочение, Unterweissbach Werkstätten, Германия, 1940-1958 гг.
      В 1936-м «Unterweissbach» выкупает Карл Саар, но, так и не успев ничего сделать для фабрики, в 1940-м умирает. Новым владельцем «Unterweissbach» становиться Хайнс Шаубах, у которого уже есть еще одно фарфоровое производство в Валлендорфе.
      Фабрика Unterweissbach с периода Второй мировой войны.
      Шаубах серьезно подошел к управлению фабрикой. Штат рабочих был значительно сокращен, а часть производственных цехов проданы. Тем самым коммерсант высвободил средства для дальнейшего развития фабрики. Он планировал отказаться от производства банальной посуды и начать выпускать высокохудожественные фарфоровые изделия, так как это делали прошлые владельцы Порцелиус и Манн. И ему это удалось. К 1953-му фабрика вернула себе утраченную репутацию.

      Вероятно, Шаубах и дальше бы получал неплохой доход от продаж фарфоровых изделий если бы не национализация предприятия, случившаяся в 1953 году. Несмотря на переход под государственное управление, изделия «Унтервайсбах» продолжали пользоваться большим спросом и в Европе, и в СССР.

      Невероятно популярны были пасторальные сюжеты, фигурки женщин спортсменок и танцовщиц, а также статуэтки персонажей из произведений Моцарта и Шуберта. Гражданам Советского Союза особо полюбились статуэтки животных, которые выставлялись в серванты наряду с хрусталем, столовыми сервизами и книгами. В те годы немецкий фарфор ценился больше, чем отечественный, и считался отличным подарком на любое торжество.

      Статуэтка "Галантная пара", фарфор, фабрика "Unterweissbach", 1958-1976 гг.

      В 1970-м фабрику «Unterweissbach присоединяют к комбинату «VEB Vereinigte Zierporzellanwerke Lichte». С этого момента фабрика начинает выпускать новые, еще более сложные формы: групповые сцены и исторические сюжеты. При этом некоторые изделия по прежнему имели клеймо «Унтервайсбах». Например, охотничьи сцены разработки Хайнца Шоберта.
      В 1990-м, после объединения Германии, все государственные компании бывшей ГДР были приватизированы. Фабрика «Унтервайсбах» стала частью компании «Königlich privilegierte Porzellanfabrik Tettau GmbH». Теперь продукция знаменитой фабрики продается под брендом «Unterweißbacher Werkstätten für Porzellankunst».

      Клейма Unterweissbach по годам

      Никаких свидетельств о том, что изделия «Mann & Porzelius» или «Herman Jost» как-то маркировались, на сегодняшний день не существует. Исследователи утверждают, что эволюцию клейма «Унтервайсбах» можно отследить лишь с конца 19 века.
      При этом доподлинно известно, что большая буква «U» с помещенной внутрь аббревиатурой «AVP» - это прототип клейма Aelteste Volkstedter (AeV).
      На изделиях, выпущенных в период объединения Unterweissbach с мастерскими Пфайффера, может встречаться довольно крупная рифленая буква «U».

      Клейма 1899-1962 гг.

      Типовые клейма с 1953 года

      Специализированные клейма

      Практически с момента основания мануфактуры над изделиями марки «Унтервайсбах» трудились талантливейшие художники и скульпторы. А традиции, заложенные Адольфом Пфайффером, помогли предприятию пережить сложные экономические времена. Если вы хотите продать фарфор «Unterweissbach» и вам интересна их цена, обращайтесь в нумизматический клуб «Раритетус». Специалисты по фото определят стоимость изделия и предложат выгодные условия продажи.

      Отправьте фото удобным вам способом



        Рейтинг статьи: 0