Казаковский завод художественных изделий




Raritetus
  1. История создания Казаковской артели
  2. Казаковский завод художественных изделий
  3. Казаковское производственное ювелирное объединение (КПЮО)
  4. Казаковское предприятие художественных изделий (Казаковское ПХИ)
  5. Клейма Казаковского завода художественных изделий

Ювелирные изделия, чаши, кубки, сундучки, оклады икон и женские украшения с ажурным серебряным или золотым кружевным рисунком пришли из глубокой древности. Ранние упоминания о филиграни (от лат. «филюм» – нить и «гранум» – зерно) появились в Египте и Греции. В Византии это искусство достигло особых высот. Известны центры ювелирного искусства в Сирии, Китае, Армении. В Европе эта техника широко распространилась в 8-10 веках, а в Россию пришла чуть позже в 9-10 веках. На территории нашей страны это ремесло получило название «скань», от слова «скать» - ссучивать, свивать, скручивать.

В России скань стала одной из любимых ювелирных техник. C XV века ювелиры стали применять для украшения различные материалы - эмаль, дерево, резную кость, драгоценные камни. Искусные изделия выглядели празднично, нарядно. Одна из важнейших царских регалий – шапка Мономаха изготовлена техникой филиграни с богатыми украшениями. Скань того периода стоила огромных денег, она была доступна только состоятельным людям.

Ювелирное дело Древней Руси. Скань

Расцвет русской скани приходится на 18-19 века. В оформление изделия включают перламутр, хрусталь. На смену эмалям приходит ажурная скань, наложенная на полированный металл. Зернь в дополнение к орнаменту, добавляла объем, легкость и воздушность. Ремесло развивалось во многих российских городах. Появились небольшие предметы - шкатулки, вазочки. С распространением фабричного производства серьезных размеров достигли объемы изготовления ювелирных украшений, церковной утвари, посуды, предметов быта: подстаканников, миниатюрной скульптуры.

Кошелек. XIX век. Скань

В XX веке механизация производства практически вытеснила ручной труд. В последнее время наблюдается интерес к возрождению русских традиций изготовления эмалей по скани, зерни, возврат к мотивам работ старых мастеров. 

Крупными центрами скани были Новгород, Москва, чуть позднее появляются мастерские сканщиков в Великом Устюге и Вологде. Важным центром сканного дела стал костромской поселок Красное-на-Волге. Славились школы Армении за тонкость и плоскостность филиграни, Дагестана – за обилие зерни и полусфер. Каждому центру ювелирного дела были присущи свои художественные и технические приемы. Работы можно было отличить по характеру ажурного узора, наборов сканного орнамента, ассортимента изделий.

В советское время образовался и получил признание центр сканного искусства в селе Казаково Нижегородской области об истории которого мы расскажем.

Сканные изделия Казаково

Отправьте фото удобным вам способом

    История Казаковской артели

    Село Казаково Новгородской области располагалось на территории, на которой давно занимались изготовлением металлических ложек, вилок, ножей и домашней утвари. Ювелирных традиций здесь не было, но работали мастера, которые знали секреты обработки металла. Для поддержания развития массового производства инструментов для сельского хозяйства, столовых приборов в Казаково была образована кустарная артель «Металлист» в 1927 году.

    Новый этап в деятельности артели произошел с приездом в Казаково специалистов из Костромы. В 1939 году Ольга Ивановна Тараканова была назначена технологом художественной обработки металла открытого на базе артели нового цеха. Ее задачей была организация народного промысла по выпуску филигранных изделий. О. Тараканова отобрала в цех молодых женщин из Казаково и начала обучать их мастерству филигранного дела, познакомила с образцами изделий, разъяснила техники изготовления, старалась развить художественный вкус. Для того, чтобы набраться опыта, работники ездят в командировки в Москву, Красное Село. Стилистика ранних изделий Казаково демонстрируют тесные связи с крупными художественными центрами.

    Меньше чем через год работы цеха мастера изготовили развертку подстаканника «Парашют», ювелиры-монтажники провели ее обработку, припаяв к тулову поддон и ручку. Эта работа стала первым значительным изделием артели. Небольшую партию филигранных подстаканников О.И. Тараканова повезла в Москву. Изделия малоизвестного предприятия не охотно приняли на комиссию, но ажурные легкие красивые предметы были быстро раскуплены. В Казаково Тараканова вернулась с договором на поставку готовых изделий в Ювелирторг и на снабжение производства серебром.

    Подстаканник. О. Тараканова

    Уже на следующий год в артели разработали новый орнамент подстаканника «Бабочка». Подстаканники в Советском Союзе стали очень популярной вещью. Была распространена недорогая стеклянная посуда, стаканы. Для того чтобы не обжигать руки о горячий стакан стали использовать подстаканники. Распространены подстаканники были на железной дороге. Подстаканник стал атрибутом советских чиновников. Тематика оформления многих подстаканников была связана с традиционной для скани природной орнаментикой. В ранних работах О. Таракановой узоры подражали кружеву, также мастер разработала ряд подстаканников с геометрической композицией и плотными рядами зигзагообразного орнамента.

    Подстаканник с ажурным декором, выполненным в технике скани, мельхиор, Казаковский завод художественных изделий, СССР, 1950-1975 гг.

    Постепенно появилось разнообразие в ассортименте, в Казаковской артели возникли новые образцы ажурных пряжек, пуговиц, брошек и запонок.

    Славу Ольге Ивановне Таракановой принесло изготовление декоративных композиций, настольных украшений. Письменный прибор с изображением Кремля получил заслуженное признание в профессиональной среде.

    О. Тараканова. Письменный набор

    В первые послевоенные годы производство артели переживало упадок. Востребована была только дешевая продукция. Для Ольги Ивановны Таракановой работа с массовой продукцией и отсутствие творчества стали сложным моментом в карьере, она попросила перевести её на другое производство. Казаковская артель продолжала выпуск стандартных изделий – подстаканников, портсигаров.

    О. Тараканова. Портсигар "Чайка"

    Волна обновления Казаковского производства связана с именем Нины Кузьминичны Малковой, опыт которой в Красном Селе позволил ей расширить и обогатить количество наименований выпускаемых в Казаково филигранных изделий. Бригада опытных мастериц под руководством А. Зинцовой выполняла сложные объемные вещи. Например, в Казаково был изготовлен большой филигранный венок на похороны Сталина.

    1956 год ознаменован новой вехой - артель стала называться «Казаковский завод художественных изделий».

    Отправьте фото удобным вам способом

      История Казаковского завода художественных изделий (КЗХИ)

      Получив статус завода, предприятие в Казаково полностью сосредоточилось на выпуске сканных изделий, металлические ложки-вилки ушли в прошлое.

      В 60-е годы растет интерес со стороны покупателей к сканным изделиям. В исследовательском институте художественных промыслов специально для завода разрабатывают новинки: вазочки, конфетницы, чаши, блюда, карандашницы, лоточки, брелоки. В это же время формируется и становится узнаваемым художественный стиль казаковской скани. Сочетание закругленных завитков, «завивки» из проволоки образовывало узор, в котором гармонично соединялись просветы и плотное плетение. Появилась знаменитая казаковская розетка с длинными вытянутыми лепестками вокруг каркаса из круто завитой спирали. Орнамент из мельчайших завитков заполнял пространство между деталями узора. Различали элементы: «травка», «колечко», «репейничек», «звездочки», «жучки».

      Ведро. Металл, филигрань, зернь. 1967 год

      Директором Казаковского завода назначен М.А. Бабашов, который сразу энергично взялся за обновление ассортимента, увеличил штат сотрудников, открыл цеха по сборке сканных изделий, при нем было освоено производство финифти и горячих эмалей. Тогда же произошло слияние филиграни с еще одним нижегородским промыслом – хохломой. В филиграни Казаково читаются мотивы хохломской росписи – травы, листья, ягоды, плоды рябины.

      Казаковскую ажурную филигрань ценили и покупали не только в Советском Союзе. Декоративные работы экспонировали в Брно, Праге, Лондоне. Среди известных имен художников по скани – Г. Блоцкая, З. Зенкова, Л. Жесткова, А. Половикова, М. Железнова. Мастера завода в Казаково всегда славились редкими по красоте работами. Каждый мастер выработал свой собственный присущий ему стиль, создал неповторимые узоры, развил умение сочетать чувство формы с декоративной стороной изделия. В казаковских филигранных украшениях присутствует ясная композиция. Детали – строги и выразительны, обладают красивым ритмом повторяющихся деталей.

      Блоцкая Г. Б. Коробочка "Подарочная".

      Изделия Г. Блоцкой отличали тончайшая работа и великолепный художественный вкус. Панно «Чаепитие», ковш «Царевна-лебедь», ювелирный гарнитур «Русалка» и подсвечник «Берегиня», выполненные в русском стиле по мотивам народных сказок и былин, получали премии на всесоюзных конкурсах.

      Блоцкая Г. Б. Плакетка "Чаепитие".

      Для Л. А. Жестковой характерны тонко проработанные растительные орнаменты, со стилизованными стеблями, изогнутыми листьями, соцветиями, пальметтами.

      Жесткова Л. А. Коробочка "Ювелирная".

      Зинаида Михайловна Зенкова работала в сложных техниках, сочетая различные материалы – металл, стекло, слоновую кость, дерево.

      Зенкова Зинаида Михайловна. Панно "Кремль". Металл, филигрань, зернь.

      Создание Казаковского производственного ювелирного объединения (КПЮО) и его изделия

      С 1973 года происходит реорганизация с образованием Казаковского производственного ювелирного объединения (КПЮО), в состав которого вошли филиал по производству изделий из кости – Варнавинский, филиал Борнуковская Пещера, который занимался камнерезным делом, и с 1976 года работал филиал в Дзержинске со специализацией на художественных изделиях, сочетающих филигрань с натуральной и искусственной кожей. Ювелирные украшения Казаковского объединения – серьги, кулоны, подвески, запонки – легкие, ажурные были дополнены драгоценными камнями. Перед мастерами стояла задача найти камень такого масштаба, чтобы он подходил к узору филиграни, не нарушал пропорций, не создавал ощущение тяжести.

      Ювелирные изделия. Казаковская филигрань

      В этот период начали осваивать техники золочения и серебрения. Раскрылся творческий потенциал художников по поиску новых форм и орнаментов, композиций с вставками из различных металлов, хрусталя, кости в различных комбинациях. Помимо женских украшений, тенденция на выпуск которых снижается с 1975 года, производят коньячные наборы, винные сеты, столовые гарнитуры, десертные, чайные ложки из мельхиора с филигранными ручками, кубки и вазы в сканном обрамлении, кофейные сервизы с золочеными деталями, настенные филигранные тарелки, значки, медали, сувениры. Превосходные работы казаковских ювелиров участвуют на выставках и конкурсах, в том числе международных, занимая призовые места.

      Чайный набор

      Символику важнейшего спортивного события, которое принимала Москва, «Олимпиада-80», также оформляли казаковцы – значки, пряжки для ремней, сувениры «Мишка-олимпиец», кулоны, броши, филигранные кубки.

      Тончайшие и нежные узоры казаковской филиграни тяготеют к природе, народному быту и традициям, через причудливое плетение в них отражается красота души русского человека, развивается чувство прекрасного. Часто казаковскую ажурную скань сравнивают с зимними морозными узорами или покрытой росой осенней паутиной.

      Декоративная тарелка

      Для того, чтобы получить филигранное изделие сначала художник наносит на бумагу рисунок. Тут очень важен художественный замысел. Затем мастер прикрепляет к бумаге медную скрученную проволоку разных размеров, согласно рисунку. Таким образом выкладывается орнамент детали изделия, его посыпают серебряным припоем и отправляют паять. Бумага сгорает, завитки скрепляются между собой, образуя ажурное кружево. Готовые детали соединяют. Затем идет процесс серебрения и нанесения оксидной пленки. Получается красивое кружевное воздушное изделие. Филигрань изготавливается вручную.

      Отправьте фото удобным вам способом

        Современная история Казаковского предприятия художественных изделий (Казаковское ПХИ)

        Рыночные отношения 1990-х годов спровоцировали рост цен на сырье и материалы. Спрос на ювелирные изделия и декоративную филигрань снижался. В поисках способов адаптации к новым экономическим обстоятельствам руководство принимает решение о приватизации. В результате реорганизации образовалось "Казаковское предприятие художественных изделий" (ПХИ). Несмотря на сокращение персонала, компании удалось сохранить костяк мастеров, исполнение, приверженность традициям и творческую составляющую.

        Часы

        Задача, поставленная перед руководством в новых условиях – найти рынки сбыта. Международные поставки были кратковременным явлением, нужен был надежный источник дохода. Удачным направлением для казаковской филиграни оказалось производство изделий для церковных нужд. Возрождение религии пришлось на середину 1990-х годов, для вновь восстановленных церквей требовались оклады для икон, кресты, подсвечники, лампады, панагеи. В Москве, Санкт-Петербурге сканные изделия, украшенные драгоценными, полудрагоценными камнями, костью, вставками из финифти сразу стали востребованы. ЗАО «Казаковское ПХИ» включили в состав патриарших мастерских.

        Лампада

        Наряду с церковной тематикой развивался выпуск подарочной продукции. Казаковская филигрань является престижным подарком, в том числе и для гостей на высшем уровне, она становится символом русских ремесленных традиций.

        Казаковская филигрань

        Перспективным направлением стали изделия по запросу спортивных организаций. Казаковцы изготавливают воздушные филигранные кубки и призы для награждения победителей в соревнованиях. Сканные сувениры вручаются лауреатам творческих премий, музыкальных, театральных.

        Кубок подарочный

        Художники Казаковского ПХИ С. Железнова, Б. Тупичкин, Т. Варлова были отмечены жюри конкурсов, подчеркнут их вклад за сохранение и развитие ремесленных традиций Нижегородских промыслов.

        Ежегодно ассортимент Казаковского предприятия обновляется 80 новыми предметами. Так, был освоен выпуск филигранных музыкальных шкатулок, запущено производство искусственных цветов, которые украшает филигранное кружево. Казаковское предприятие принимает заказы на изделия с символикой или геральдикой по индивидуальным запросам заказчиков. Сотрудничество с государственными компаниями способствует росту престижа и созданию имиджа предприятия. ЗАО «Казаковское ПХИ» продолжает работать, создавать легендарные произведения казаковской филиграни, хранить и передавать традиции.

        Панно "Арка Жар-птица". Казаковская филигрань

        Клейма Казаковского ПХИ

        Раннее клеймо Казаковской артели «Металлист» состоит из аббревиатуры «К.А.М».

         Клеймо Казаковской артели

        После образования Завода художественных изделий в клеймо включили название «Казаково», позднее сократив его до первой буквы «КХИ».

        Клеймо

        После 1975 года появился знак в виде стилизованной под птичку буквой «К».

        Клеймо

        Логотип


        Если Вы желаете продать филигранные изделия Казаковского завода, обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вы получите профессиональную оценку, Вам предложат выгодную сумму выкупа.

        Отправьте фото удобным вам способом



          Похожие статьи
          Чешский фарфор «Thun»: посуда и сервизы «Тхун», история бренда «Thun», клейма по годам 04.07.2023 в 12:25
          Дрезденский фарфор: история, клейма, статуэтки из дрезденского кружевного фарфора 04.07.2023 в 01:18
          Октябрьский фарфоровый завод: клейма по годам, история башкирского фарфора, посуда 04.07.2023 в 04:05
          Полтавский фарфоровый завод: клеймо по годам, сервизы и статуэтки из полтавского фарфора 04.07.2023 в 03:44
          Лигна: стулья, кресла и другая мебель фабрик Чехословакии, история фирмы Лигна 26.06.2023 в 01:15
          Christofle: столовые приборы и посуда, изделия из серебра фирмы Кристофль, клеймо 21.07.2023 в 08:59
          Завод «Красный фарфорист»: клеймо по годам Грузинской фарфоро-фаянсовой фабрики 05.08.2023 в 09:51
          Как и где продать монеты: через интернет, аукцион, скупку | Как оценить монету 05.06.2022 в 11:12
          Самовары завода «Штамп»: клеймо, история Тульского машиностроительного завода 28.08.2023 в 05:55
          Японская посуда Yamatsu: история бренда, клейма Yamatsu (Japan) на фарфоре 04.09.2023 в 12:14