- Советский период ПФЗ
- Постсоветский период ПФЗ
- Мастера Прокопьевского фарфорового завода
- Каталог клейм Прокопьевского фарфорового завода
Фарфоровое производство в Кемеровской области появилось благодаря настойчивым просьбам местного руководства. Угольная, химическая промышленность задействовали в основном мужское население, тогда как женский труд был мало востребован. Создание фарфорового завода в 1973 году решило вопрос трудоустройства, а также позволило наладить выпуск красивой бытовой посуды, художественного фарфора, отражающего народные традиции региона и накопленный опыт других фарфоровых заводов.
История Прокопьевского фарфорового завода. Советский период
Прокопьевcкий фарфоровый завод (ПФЗ) стал первым крупным предприятием выпускающим художественный фарфор в Западной Сибири. До его открытия в регионе существовали небольшие предприятия по производству технического фарфора, фаянсовых изделий, майолики.
Изначально завод сосредоточился на производстве утилитарного фарфора. Необходимо было насытить рынок товарами для домашнего обихода. Выпуск первой тарелки увековечили памятной надписью и торжественно отметили 25 апреля 1973 года.
Новый советский завод снабдили современным импортным оборудованием из Чехословакии, налаживать его помогали чешские инженеры. Установленные ими автоматические линии помогали добиться хорошего качества. Процессы заготовления массы, формовки, обжига и художественного оформления были механизированы. Планировали, что предприятие станет крупнейшим поставщиком посуды с мощностью 55 млн. изделий в год. К производству тарелок Прокопьевский завод успешно добавил выпуск сервизов, сувениров, среди первых изделий появились чайные наборы.
Применение современных технологий позволило освободить кадры, сосредоточить внимание на художественном декорировании. Глубоких корней и традиций оформления фарфора заводчане не имели. Опытных специалистов в городе не было, прокопьевские модельщики, живописцы были направлены на обучение в Дулево. Становление творческого коллектива было нелегким. Со всей страны приезжали трудиться на завод молодые выпускники художественных учебных заведений СССР. Во многом живописный стиль Прокопьевского фарфора был заимствован у Дулевского фарфорового завода. Подмосковные изделия отличала простота, функциональность форм, свободная кистевая роспись, покрывающая фарфор, мягкий пастозный мазок, жизнерадостный колорит. Позаимствовав идеи народного урало-сибирского промысла росписи по дереву, опираясь на традиции Дулевской живописи, мастерам Прокопьевcкого фарфорового завода удалось сформировать фирменный стиль прокопьевского фарфора.
Прокопьевcкий фарфоровый завод в постсоветское время
Перемены 90-х годов Прокопьевский завод, став арендным предприятием, принимает с оптимизмом, полагая, что их продукция будет востребована. Самостоятельность позволит наладить и планировать сбыт, в том числе за границу, получать валюту.
Но после распада СССР Прокопьевский завод вынужден столкнуться с рядом трудностей. В первую очередь это уменьшение поставок украинской глины, отказаться полностью от которой было невозможно. Для снижения издержек и обретения сырьевой стабильности, завод постепенно переходит на каолин российских месторождений, расположенных в непосредственности близости к предприятию.
Директором завода поставлена задача стать независимыми в отношении импортного оборудования и внедрять российскую технику. Установлены российские формовочные, шлифовальные станки, модернизирована технология шелкографии. Руководство планирует увеличить объемы производства популярной продукции – кофейных, столовых сервизов, предметов декора. Компания сотрудничает с постоянными оптовыми клиентами, развита розничная торговая сеть. В планах расширение географии поставок в США, Францию.
Но уже к 2000-м годам предприятие стало испытывать экономические трудности. Не помогло и акционирование. Росли долги перед поставщиками ресурсов, персоналом, а успешную реализацию товаров наладить не удалось. В 2006 году ООО «Прокопьевский фарфоровый завод» был внесен в реестр ликвидированных предприятий.
Художники и скульпторы Прокопьевcкого фарфорового завода
Прокопьевский фарфоровый завод был запущен в 1973 году. К этому времени в многолетней школе советского фарфора сложились два больших художественных направления – «московское» и «ленинградское», которые наследовали разные пласты русской культуры.
Московская школа фарфора ориентировалась на традиции народной живописной культуры, характер работ был близок к ремесленным, они рассчитывали на массового покупателя, изготавливали сувенирно-подарочный и экспортный ассортимент. Ленинградская школа в основном разрабатывала высокохудожественную продукцию, опираясь на европейские классические образцы.
Фарфоровые фабрики на периферии выбирали близкое им по духу направление, а также пытались найти свой стиль, включая в него элементы местного творчества. Так случилось и на Прокопьевском фарфоровом заводе. ПФЗ избрал в качестве образца Дулевский завод, художественные особенности которого занимают важное место в истории русского фарфора. Молодым художникам, прибывшими работать на Прокопьевский завод, нужно было заняться формированием ассортимента продукции, создать фирменный стиль.
Главный художник Прочко Анатолий Иванович и его жена Валентина Ивановна приехали с Артемьевского завода. Из украинского Мирогорода прибыли супруги Володькины, художник по росписи М.С. Марьина. Бурков Сергей Иванович по окончании Строгановского училища начинает профессиональный путь на ПФЗ.
С энтузиазмом и творческим порывом приступают к работе молодые специалисты. Они сразу создают несколько новых форм сервизов и росписей к ним.
Форма сервиза «Сибирская» была разработана А. И. Прочко одной из первых, выпускалась в течение двух лет до 1978 года. Также им выполнены замечательные формы сервизов «Застольный», «Колобок».
Для создания посуды «Кузбасс» объявили заводской конкурс. Новую форму чайного сервиза нужно было создать с учетом особенностей заводского оборудования и технологий. В результате появилась округлая форма с мягкими линиями, выполненная под влиянием традиций украинских гончаров. Украшали форму разными вариантами растительных орнаментов. Декор «Пурпуровый» художницы Володькиной Н. Д. получился нарядным: богатый коричнево-золотистый узор из листьев, в центре композиции расположена эффектная стилизованная пурпуровая роза. Рисунок «Жду гостей», того же авторства, содержит букет из большой розы в центре в обрамлении двух маленьких. Глубокий зеленый цвет листьев, золотая отводка создают праздничное оформление. Сервиз был отмечен государственным Знаком качества. Комплект сервиза постоянно расширяли, дополняя новыми изделиями, над формами работал скульптор Володькин Л.Н.
Л. Володькин был автором форм чайных сервизов «Каменный цветок», вазы «Сувенирная». Предметы модели «Каменный цветок» объемны, с выраженным рельефом в духе народной керамики, дополнены удобной широкой ручкой, расписаны Н. Володькиной в сине-белой стилистике, с прозолотью.
Один из ведущих моделистов ПФЗ - Сергей Иванович Бурков. Среди его работ форма чайного сервиза сервиз «Кадриль». Роспись «Золотая осень» по этой форме выполнена Н. Д. Володькиной, особенности работы – охристо-золотистые нежные переходы тонов, легкие размывы, мягкие контуры цветов и листьев.
Работам Натальи Володькиной свойственна декоративность в сочетании с тонким вкусом. Крупные листья, нарядные цветочные букеты и глубокий колорит создают яркий праздничный рисунок. Стили росписи «ситчик», «медальон», «фриз» были основаны на дулевских мотивах «агашки», «прозолоти». Володькина показала себя прекрасным живописцем, мастером владеющем кистью, умеющим создать красивый нарядный орнамент.
Разработкой форм для напольных ваз занимался скульптор Александр Перунов. Он создавал как простые формы, так и сложные, украшенные лепниной, рельефом, с витиеватыми ручками.
Предприятие выпускало художественный агитационный фарфор и сувенирную продукцию к юбилейным датам, значимым политическим и общественным событиям. Например, к Олимпиаде-80 в Москве мастера выпустили забавную фигурку олимпийского Мишки.
Художник по малым скульптурным формам Наталья Уласик одним из направлений выбрала жанр анималистики. Легкими нежными штрихами позолоты Н. Уласик подчеркивала реалистичность образов животного мира. Её хотелось показать красоту и белизну фарфора, поэтому роспись фарфоровых статуэток лаконична, но выразительна.
Вера Перунова увлеченно работала с сувенирной продукцией, а также была автором рисунков и форм посуды. Ее произведения отличает живость, оптимизм, близость к народному творчеству. Точно подмеченные детали помогают зрителю создать в воображении сказочную историю.
На ПФЗ работал коллектив замечательных художников, которые сумели создать запоминающиеся яркие нарядные предметы интерьера и столовой посуды. После закрытия завода многим из них пришлось уехать и работать на других действующих фабриках.
Изделия Прокопьевского фарфорового завода обладают художественной, коллекционной и музейной ценностью.
Клейма Прокопьевcкого фарфорового завода
Изображение на первом клейме Прокопьевского завода было придумано главным художником А.И. Прочко. Это была шахтерская лампа. Образ подчеркивал важные для региона связи с угольной промышленностью.
Но выяснилось, что на Дружковском заводе ставили похожее клеймо. Поэтому срочно стали придумывать новый знак. Л. Володькин предложил наносить на продукцию стилизованный образ оленя с заглавной буквой П, разместившейся между рогов животного. Так, в 1976 году ПФЗ обзавелся новой собственной торговой маркой предприятия, которая оставалась неизменной до момента ликвидации предприятия.
Если Вы желаете продать изделия Прокопьевского фарфорового завода, обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Можно проконсультироваться вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа, денежные средства можно получить наличными или переводом на банковскую карту.