Амфора




Raritetus
  1. Типы амфор, особенности изготовления, оформления и использования
  2. Амфоры в древнегреческом искусстве
  3. Генрих Дрессель: классификация амфор Римской империи
  4. Значение амфор для истории

История амфоры начинается задолго до того, как эллины дали этому сосуду свое название. Сосуды схожей формы и назначения встречаются на всей территории Евразии, от Кавказа до Китая, начиная с эпохи неолита. Одними из древних предшественников амфоры являются сосуды типа квеври, относящиеся к VI-V тыс. до н.э. Своим появлением они обязаны производству вина. В высоту они были до полутора метров, без ручек, имели широкое тулово и плоское основание и лишь в III-II тыс. до н.э. приобрели характерную яйцевидную форму. Примерно V тыс. до н.э. датируются сосуды неолитической культуры Яншао, найденные в ходе раскопок на территории Китая в Баньпо в 1954-1957 гг. Особенно интересны амфоры, которые использовались в Древнем Египте. Наряду с керамическими, в Новом царстве широко распространяются сосуды из цветного стекла с орнаментом, демонстрировавшие высокие технические навыки мастеров. На финикийском побережье амфоры впервые появляются ок. 3500 г. до н.э. и на протяжении бронзового и железного веков распространяются по всему Средиземноморью, став важной частью античной культуры. Этруски также активно пользовались сосудами такого типа, значительная часть которых создавалась в Аттике. С освоением техники, в Этрурии также появился центр гончарного производства.

Квеври в Грузинском национальном музее в ТбилисиАмфора с острова КосЕгипетский сосуд из цветного стекла, ок. 1250-950 гг., Новое царство

Отправьте фото удобным вам способом

    Основные понятия

    Амфора (лат. amphora, от греч. amphoreus) – это тип сосуда с узким горлом, широкими плечиками, сужающимся книзу туловом и двумя, расположенными по бокам, ручками. Дно могло иметь скругленное, конусовидное, реже, плоское основание или завершаться ножкой в зависимости от области применения сосуда (хранение, транспортировка, приз на состязаниях и т.д.). Форма амфоры была характерной чертой, своеобразной торговой маркой, по которой покупатель мог определить, откуда был привезен сосуд и какой была примерная цена его содержимого. Расположение ручек также зависело от назначения амфоры. Они могут крепиться к тулову и горлу сосуда или примыкать сразу к венчику. Первый вариант характерен для амфор, служивших украшением, второй – для тех, что использовались в торговле.

    Схема амфоры: 1) - венчик; 2) - горло; 3) - ручки; 4) - плечики; 5) - тулово; 6) – ножка или основание (при наличии)

    Схема амфоры: 1) - венчик; 2) - горло; 3) - ручки; 4) - плечики; 5) - тулово; 6) – ножка или основание (при наличии)

    Амфора с острова КосНоланская амфора, ок. 500 до н. э.

    Амфора использовалась, в основном, для транспортировки и хранения вина и оливкового масла. Однако существуют примеры, когда в них везли на продажу зерно, оливки, виноград, рыбу и другие виды товаров. Иногда амфору использовали как сосуд для хранения останков. При раскопках археологами было обнаружено множество захоронений, где тело помещалось в амфору. Здесь важно символическое значение сосуда. У эллинов, они делились на мужские и женские. Амфора относится к женским сосудам и символизирует материнскую утробу. Помещение в нее усопшего – это ритуал возвращения его в материнское лоно, откуда он сможет возродиться.

    Не менее важным аспектом являются размеры. Амфоры могли содержать от пяти до ста литров. Так, для хранения использовались амфоры, объем которых достигал ста литров. Эти сосуды помещали в ямы и закапывали рядом с домом. В результате содержимое сосуда было защищено от воздействий внешней среды. Амфоры, использовавшиеся внутри домов для хранения оливкового масла или вина, были намного меньше. В Римской империи в качестве единицы измерения жидкостей использовались амфоры. Объем одной амфоры составлял около двадцати шести литров или греческий «талант».

    Для создания амфоры использовалась терракота, дерево, стекло и даже металл. Однако, традиционно эти сосуды изготавливались из керамики, то есть обожженной глины. Самой древней техникой является ручная формовка. Глину очищали отстаиванием в воде. В результате примеси выпадали в осадок. Воду несколько раз сливали. Затем в глину добавляли песок, гранит и др. Для придания формы сосуду масса выкладывалась слоями и разравнивалась пальцами. Затем изделие помещалось в открытое пламя и обжигалось. Для этих глиняных сосудов характерны толстые стенки, неровности и следы от пальцев. К тому же, из-за низкой температуры обжига, он был довольно хрупким. Росписи и рельефные вставки на таких сосудах обычно имеют обобщенный и схематичный характер. После изобретения гончарного круга в III тыс. до н. э и начала применения печей для обжига ситуация в корне меняется. Сосуды становятся тонкостенными, с гладкой поверхностью, с более совершенными росписями и лепными деталями. Изнутри амфоры обычно покрывались смолой, для того чтобы содержимое помещалось внутри герметично, не впитываясь в стенки сосуда и не вытекая за его пределы. Это было принципиально важно для транспортировки жидкостей на большие расстояния. Горлышко закупоривалось пробками из воска, дерева и других материалов. Иногда сосуды имели крышки. В большей степени это касается амфор, использовавшихся для домашнего хранения.

    На высушенную вазу наносился рисунок, чаще всего предварительно процарапывался. Затем использовали черный лак, который на самом деле представлял собой шликер, который в процессе чернел. Затем процарапывались детали внутри лака и наносились элементы минеральными красками. Черный лак часто наносился сразу на глиняную поверхность. После нанесения краски вазу обжигали. Мастера применяли также глазурь различных цветов.

    На амфорах, как транспортировочных, так и декоративных, были клейма. По содержащимся в них надписям, геометрическим фигурам и изображениям, можно определить мастера или центр производства (Родос, Гераклея Понтийская и др.). На некоторых амфорах с острова Кос, например, в клеймах встречается изображения краба.

    Древняя Греция

    Типология форм древнегреческих сосудов очень разнообразна. Названия большинства видов были определены лишь благодаря упорному труду нескольких влиятельных исследователей, таких как Теодор Панофка. Даже типов амфор огромное количество: амфоры типа А, В, С, амфоры для транспортировки, шейные амфоры, амфоры Никосфена, Ноланские амфоры, панафинейские амфоры и др.

    Для древних греков амфора – это важная часть культуры и искусства. И естественно, сосуды этого типа важны для исследования развития вазописи. Исследуя их ученые могут судить о достижениях эллинов не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в живописи и графике.

    Амфоры встречаются еще в эгейском искусстве. Очень широкие в районе плечиков, они резко сужаются к плоскому основанию. Их тулово покрывает геометрический, растительный и зооморфный орнамент. Цветы, деревья и морские создания изображены черным лаком на белом фоне.

    Амфора с пальмами, Микены, XV век до н.э. С микенского кладбища в Аргос ДейрасМикенская дворцовая амфора с осьминогом, XV век до н.э.

    В период греческой Архаики развивается геометрический стиль. В это время лидирующее положение занимали аттические мастерские. Наиболее яркое представление о нем могут дать Дипилонские амфоры. Они были найдены в ходе раскопок на месте древнего некрополя в Афинах во второй половине XIX века и датируются VIII в. до н.э. Их высота составляет около 1 метра 75 сантиметров. Дипилонские амфоры отличают большие размеры, высокое горло, а также тулово, сплошь покрытое лентами ритмически упорядоченного орнамента в виде меандров, зигзагов, треугольников, а также геометризованные изображения человеческих фигур. На одной амфор изображена похоронная процессия, оплакивающая умершего. Большой сосуд в данном случае использовался для хранения праха усопшего, а малый наполнялся оливковым маслом и помещался на могилу умершего.

    Большая Дипилонская амфора. Ок. 760—750 гг. до н. э

    Отправьте фото удобным вам способом

      Наиболее значительными стилями древнегреческой вазописи являются чернофигурная и краснофигурная вазопись.

      Чернофигурная вазопись – это стиль, для которого характерно изображение черных силуэтов на красном фоне глины. Для росписи деталей мастера добавляли белую и красную краски. На сосудах изображались животные, мифологические сцены, фигуры людей и т.д.

      Чернофигурная вазопись, как отдельный стиль возникает в Коринфе около 700 г. до н.э. В это время в связи с экономическим развитием первенство в изготовлении керамических сосудов переходит к коринфским мастерам. Ситуация изменится лишь к середине VI в. до н.э., когда лидерство вновь перейдет к Афинам. Центрами чернофигурной вазописи была Аттика и Коринф, однако этот стиль развивался в Лаконии, Клазомене и Халкиде. В это время мастера уже подписывали свои произведения, а потому нам известны имена некоторых вазописцев: Харес, Тимонид, Клитий, Лидос, Эксекий, Амасис, Никосфен и др.

      Аттическая чернофигурная амфора. Геракл и Герион. Около 540 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен

      С течением времени чернофигурная вазопись уступает место краснофигурной, однако, вазы в этом стиле продолжают создаваться и позднее, в V в. до н.э. Наиболее ярким примером являются панафинейские амфоры. Панафинейские амфоры представляют собой вид аттических сосудов, имеющих особое оформление и форму. Они выполняли роль призов на Панафинейских играх. Спортсменам, победившим в состязаниях, вручался такой сосуд, наполненный оливковым маслом. Оформление амфор было двусторонним. На одной стороне таких амфор традиционно помещалось изображение Афины Промахос. Впоследствии фигуру богини стали дополнять различными деталями, такими как дорические колонны, увенчанными петухами. На другой стороне амфоры изображалось соревнование, за победу в котором победителю вручался приз. Его могли дополнять сценами чествования или фигурой крылатой богини Ники, а позднее на них появлялись имена архонтов, казначеев и судий игр.

      «Бургонская ваза» — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. ЛондонИзображение Афины на панафинейской амфоре. 332—331 гг. до н. э. Британский музей. Лондон. Найдена в Капуе

      Краснофигурная вазопись – это стиль, для которого характерно покрытие фона шликером, вокруг силуэтов. Для этого стиля была характерна более тщательная разработка деталей изображения. Появилась возможность изображения людей не только в профиль, но и в других ракурсах. К тому же получалось лучше передать глубину пространства. С развитием вазописи мастера стремились к все большей реалистичности изображения.

      Краснофигурная вазопись появляется позже, лишь около 530 г. до н.э. По одной из версий ее изобретателем считается мастер Андокид. Вазописцы этого стиля первоначально работали с амфорами и кратерами крупного размера. Наиболее известными мастерами краснофигурной вазописи считаются Гермонакс, Вазописец Ахилла, Вазописец Пана, Полигнот и др. Центрами изготовления керамических сосудов в этом стиле была Аттика, Апулия, Кампания, Пестум, Этрурия и др.

      Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. Геракл и Афина. Ок. 520-510 гг. до н. э. Государственное античное собрание. МюнхенНоланская амфора с изображением Эдипа и сфинкса работы вазописца Ахилла. Ок. 440—430 гг. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен

      Отправьте фото удобным вам способом

        Древний Рим

        В Древнем Риме амфоры также использовались для транспортировки и хранения жидкости. Многие из них были изготовлены мастерами острова Кос и в Этрурии. Формой амфоры, в которых перевозились товары, были схожи с теми, которыми пользовались древние греки. Сосуды, которыми украшали комнаты городских и загородных вилл, либо были греческими оригиналами, либо воспроизводили их. 

        Генрих Дрессель (1845-1920), немецкий эпиграфист и нумизмат.

        Большой вклад в изучение амфор внес немецкий исследователь, эпиграфист, нумизмат и археолог Генрих Дрессель. Он собрал, восстановил и классифицировал множество древних латинских надписей в городах Древнего Рима. Результатом его трудов стала работа Corpus Inscriptionum Latinarum. Его труд является незаменимым источником информации о жизни в Древнем Риме. Немецкий археолог провел огромную работу, в результате которой существует классификация амфор Римской империи, упрощающая работу современных исследователей. Дрессель выделил множество видов амфор, которые создавались на территории Италийского полуострова. До сих пор в ходе археологических раскопок ученые находят эти сосуды. Особенно это касается, конечно, поднятых со дна римских и греческих кораблей. Благодаря классификации Дресселя становится возможным определить торговые пути древних мореплавателей, понять, куда и откуда двигалось судно и что перевозило. Форма и клейма, типичные для определенных государств, которые возникали и исчезали на протяжении истории, позволяют определить, откуда происходил сосуд, время его создания, а также датировать важные исторические события.

        Терракотовая амфора, нач. III в. н.э.Амфора с ручными штампами и tituli picti из Монте Тестаччо, Из труза «Исследование Монте Тестаччо» Генриха Дресселя

        Страница из Corpus Inscriptionum Latinarum Генриха Дресселя

        Интересный факт

        Помимо самих амфор, существовала похожая форма – амфориск или «маленькая амфора». Эти сосуды использовались для хранения масел, духов и косметики. Они изготавливались из различных материалов. Встречаются даже экземпляры, созданные из стекла.

        Амфориск с изображением юноши и женщины. Ок. 425—400 гг. до н. э. ЛуврСтеклянные амфориски, Древний Рим, I в. до н.э.

        Историческая значимость

        История развития сосудов для хранения и перевозки жидкостей прошла длинный путь развития. Разные страны и территории объединяла общность форм. Впоследствии амфоры были чрезвычайно распространены на всей территории Средиземноморья и приобретали характерные черты, позволяющие определить не только мастерскую, но и время их создания, а также судить об экономическом и политическом состоянии различных городов и о том, чем они торговали. На этих сосудах можно увидеть, как развивались стили вазописи и характер изображения. Расписные амфоры всегда высоко ценились. Ими украшали интерьеры, начиная с эпохи Возрождения, а затем имитировали и стилизовали под них произведения искусства в XVIII и XIX вв. До сих пор их можно обнаружить на антикварных рынках и аукционах.

        Если вы хотите продать старинные амфоры, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Вы можете прислать фото и заказать бесплатную экспертную онлайн-оценку старинных амфор или приехать к нам в офис. Наши специалисты помогут оценить их и предложат выгодную цену. 

        Отправьте фото удобным вам способом



          Похожие статьи
          Сколько стоят ценные и редкие монеты России в 2022, как их можно дорого продать 29.07.2022 в 02:59
          Как и где продать советские значки, от чего зависит цена, плюсы и минусы продажи 02.08.2022 в 02:42
          За сколько можно продать фотоаппараты ФЭД: цены на модели ФЭД 2, 3, 4, 5, 10, 11 01.08.2022 в 04:01
          За сколько можно продать «Гжель» и где: цены, какие изделия «Гжели» ценятся 01.08.2022 в 03:00
          “Ну, погоди!” - электронная игра СССР Электроника ИМ-02 волк ловит яйца 01.08.2022 в 02:19
          Что такое раритет: значение слова, отличие понятий раритет и антиквариат, примеры 08.08.2022 в 03:51
          Игра Электроника в СССР: все виды и разновидности советских электронных игр СССР 12.08.2022 в 01:29
          Матрешка: история русской народной игрушки (новые факты), роспись матрешки и изготовление 12.08.2022 в 04:58
          Жостовская роспись: чем интересна роспись Жостово, как расписывают жостовские подносы 14.08.2022 в 01:29
          Фотоаппарат ФЭД: обзор моделей ФЭД-С, ФЭД-НКВД, Арсенал, Зоркий и других 13.08.2022 в 12:34