Жостовская роспись - подносы, игрушки, посуда




Raritetus
  1. Как на Руси стали использовать подносы
  2. История появления жостовской росписи
  3. Особенности жостовской росписи
  4. Техника росписи
  5. Основные цвета росписи
  6. Элементы и узоры
  7. Известные мастера жостовской росписи 
  8. Как отличить подделку?

Славу подмосковной деревне Жостово принесли расписные лакированные подносы с цветочной росписью, которые уже почти двести лет изготавливают местные умельцы и художники, превращая простые предметы домашнего быта в произведения искусства. Среди жостовских подносов невозможно найти два одинаковых –  каждый узор из цветочных букетов неповторим, а мотивы росписи создаются не по образцам и трафаретам. Жостовские подносы ценятся не только на родине, но и за рубежом, и их часто привозят в качестве сувениров из загадочной России.

 Поднос прямоугольной формы с изображением букетов, металл (жесть), роспись красками, лак, худ. Гогина О.Л., д. Жостово, СССР, 1980-1990 гг.

 

Отправьте фото удобным вам способом

    Как в Жостово появилась роспись на подносах?

    В России были распространены самые разные промыслы: резьба по дереву, вышивка, гончарное дело. В это же время изготовление металлических расписных подносов считалось довольно редким видом прикладного искусства. Жостовское ремесло по росписи подносов можно отнести к художественным лакам – этот декоративный прием зародился еще в Древнем Китае. В России же такие подносы появились в первой половине XVIII веке на Урале на нижнетагильском заводе Демидовых. Вокруг завода стали устраиваться кустарные мастерские, а умельцы расписывали выпускаемую продукцию. Вскоре производство декоративных подносов и лаковую роспись освоили петербургские и подмосковные мастера. Из мастерских выходили подносы разных форм – круглые, овальные, квадратные, восьмиугольные, с бортиками или с волнистыми фестончатыми краями. Расписывали их изысканными орнаментами, фруктами, барочными раковинами и решетками. В это же время поднос стал обязательным атрибутом традиционного русского чаепития наравне с тульским самоваром – его использовали не только как декоративный элемент, но и ставили на него сам самовар. 

    Поднос круглой формы с изображением цветов, металл (жесть), роспись, лак, д. Жостово, СССР, 1980-1990 гг.

    История росписи

    Жостовский центр «подносной росписи» начал развиваться в первой половине XIX века. Уже во второй его половине он занимал ведущие позиции по выпуску художественно расписанных лакированных изделий.  Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало крупный рынок сбыта без посредников. В Москве производители приобретали  необходимые расходные материалы.

    Можно сказать, что жостовский промысел произошел от других популярных русских ремесел – на него оказало влияние нижнетагильское жестяное мастерство, федоскинская лаковая миниатюра, цветочные мотивы ивановских ситцевых фабрик. Появление жостовского расписного подноса связывают с братьями Вишняковыми. Один из братьев – Филипп Вишняков  в 1817 – 1819 гг. сотрудничал с П.В. Лукутиным, который развивал лаковый промысел в Федоскино. Вишняков закупал у Лукутина знаменитые лакированные федоскинские изделия и одновременно изучал особенности производства. В 1825 году вместе с братом он открыл свое дело. В прейскуранте Вишняковых указывалось следующее: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.". Первые подносы были изготовлены из папье маше, а их роспись была минимальной – чаще всего их украшали только простым золотым кантом. 

    Вывеска мастерской Вишняковых

    Примеру Вишняковых последовали и другие жители Жостово из близлежащих сел и деревень (Гаврила Иванов, Иван Митрофанов, Тимофей Беляев и Василий Леонтьев). Открыть свое производство было непросто. Чтобы дело не прогорело в первый же месяц требовалось внести начальный капитал и  нанять минимум трех рабочих: коваля, грунтовщика (лакировщика) и художника, который занимался росписью металлических подносов. Маленькие кустарные производства постепенно вытеснялись крупными предприятиями Осипа Филипповича Вишнякова, Егора Федоровича Беляева и Ефима Федоровича Цыганова. Крупный бизнес был лучше оснащен технически, что в разы ускоряло производство. То, что человек выковывал вручную несколько часов, штамповочная машина могла сделать за минуту. К крупным коммерсантам также переходили лучшие художники и кузнецы, что приводило к разорению небольших артелей.

    Ко второй половине XIX века производство жостовских подносов увеличилось в несколько раз, а папье-маше заменили железом. Постепенно мотивы  жостовской росписи становились все более разнообразными. Цветочные композиции стали основной темой не сразу. Часто подносы украшали многоцветными композициями, сюжетными сценами. Стали появляться новые формы расписных подносов – «гитарные», «сибирские». «готические». 

    Декоративная тарелочка с изображением букетов, металл (жесть), роспись, лак, д. Жостово, СССР, 1980-1990 гг. 

    В начале XX мода на подносы стала понемногу исчезать, и мастерские Жостово переключились на активное производство других товаров. К примеру, знаменитая парфюмерная фабрика «А. Ралле и Ко» французского подданного Альфонса Ралле заказывала у жостовских мастеров пудреницы, а чайный дом Перлова покупал расписные коробки. 

    После революции жостовский промысел переживал сильный упадок. Несмотря на то,  что в 1920-1930 гг. в Жостово и в близлежащих деревнях и сёлах были учреждены артели по росписи подносов, ремесло понемногу утрачивало свою уникальность и народность. Это происходило  из-за попыток ввести чужеродные техники и правила станковой и натуралистичной росписи по образцам, которые заранее создавались профессиональными художниками. В 1922 году в деревне Новосельцево в городском округе Мытищи была создана  «Новосельцевская трудовая артель», выпускавшая лакированные железные подносы; в 1924 году там же была организована «Жостовская трудовая артель» и артель «Спецкустарь»; в 1925 году — артель «Лакировщик», а также  артель «Свой труд» в селе Троицкое. В 1928 году все эти небольшие предприятия были объединены в одну артель «Металлоподнос».  С приходом советской власти появились подносы с изображениями Владимира Ильича Ленина или, например, сюжеты из жизни кубанских казаков как воплощение социалистического счастья и идеалов объединения пролетариата.  

    В 1960-х годах интерес к традиционным русским художественным промыслам снова возрос. С этого периода в истории жостовский росписи начался новый этап. “Жостовскую трудовую артель” переименовали в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Подносы, расписанные искусными мастерами, завоевывали  первые призы на  выставках народного хозяйства в Советском Союзе и на выставках декоративного прикладного искусства за границей. Жостовские подносы стали самостоятельными и узнаваемыми  объектами народного искусства - ими украшали стены квартир и домов, дарили в качестве дорогих сувениров,, а само производство и цех по росписи стали привлекать целые экскурсионные группы. Посетить их можно и сегодня - при фабрике существует отдельный  музей «Жостово».

     Открытка (почтовое вложение) репродукция "Роспись на подносе. Село Жостово" 1973.  г.  

     

    Отправьте фото удобным вам способом

      Стиль жостовской росписи

      Считается, что свой, жостовский характер рисунков появился во второй половине XIX века. Техника росписи в несколько слоев была позаимствована из лаковой миниатюры, а изображения цветов постепенно становились более реалистичными и объемными. Обнаруженный мастерами контраст между яркими лепестками и блестящей и гладкой черной поверхностью, стал главной «изюминкой» жостовского промысла.  

      Вдохновение художники черпали из окружавших их цветов: полевых и садовых. На подносах рисовали розы, тюльпаны, маргаритки, анютины глазки. Композиция дополнялась россыпью мелких бутонов, травой, ветками и листьями. Часто букеты повторяли или обыгрывали форму самого предмета, будь то поднос или другое изделие. Иногда традиционные цветочные композиции разбавляли фруктами, ягодами или сказочными птицами с разноцветным оперением. Бортики почти неизменно декорировались золотым орнаментом – фантазии жостовских мастеров не было предела, и они изобретали все новые растительные узоры. В мастерских также изготавливали подносы, чей фон мог быть красным, желтым, белым.

      Поднос прямоугольной формы с изображением букетов, металл (жесть), роспись, лак, д. Жостово, СССР, 1980-1990 гг. 

      Если речь шла не о привычных цветочных мотивах, а о сюжетных росписях, то в качестве вдохновения художники чаще использовали традиционные сцены русской народной жизни: чаепития, тройки лошадей, события из крестьянской жизни. Такие изображения покрывали всю поверхность, фон мог быть темно-или светло-коричневым.

      Техника жостовской росписи

      Жостовские подносы расписывают яркими масляными красками. По традиции красочный состав разбавляют льняным маслом.  Для нанесения рисунка художники используют мягкие кисти из беличьей шерсти - они позволяют сделать плавный и широкий мазок, который подходит для изображения лепестков и листьев. У каждого художника целый арсенал разных кистей: от тонких, в несколько волосинок, до крупных и широких. Каждой кистью наносится особый мазок - лепесток розы,  лепесток ромашки, листок или веточка. Роспись традиционно исполняется в несколько приемов:

      1. Поднос покрывается грунтом, шпаклевкой, затем поверхность шлифуется и лакируется в несколько слоев и сушится. В этот момент определяется цвет будущего подноса. Главное – сделать поверхность идеально ровной и зеркальной;
      2. Первым делом художник намечает общий силуэт разбеленными красками - размечает расположение цветов и листьев, готовит будущую композицию. Этот этап росписи называется «замалевкой». Затем подносы на протяжении нескольких часов в специальных печах;
      3. «Тенежка» - следующий шаг в росписи. Сначала намечаются полупрозрачные тени цветов и листьев;
      4. “Прокладка” -  на этом этапе прокладываются светлые места при помощи плотных красок. Этим художник как будто приближает элемент росписи к зрителю.
      5. «Бликовка» - на бутоны наносятся белые блики, которые придают изображению дополнительный объем;
      6. «Чертежка» - если внимательно рассмотреть жостовскую роспись, то можно увидеть тонкие светлые линии, которые очерчивают некоторые контуры. Они выполняются самой тонкой кистью;
      7. «Привязка» - в качестве элементов, соединяющих цветы с черным фоном используются стилизованные веточки темного цвета. Они обеспечивают плавный переход. Иногда их бывает так много, и получается, что фон перестает казаться одноцветным;
      8. “Уборка” - чтобы придать композиции завершенный вид, кайма подноса оформляется золотым декоративным растительным  или геометрическим узором; 
      9. Напоследок поднос покрывается несколькими слоями прозрачного лака, закрепляющего изображение.Этапы росписи жостовского подноса. Замалевка  2. Тенежка  3. Прокладка  4. Бликовка 5. Чертежка и привязка

      Изначально подносы изготавливались вручную из листового железа. Мастер вырезал форму специальными ножницами. Затем выбивалась выпуклая часть (сейчас это делает штамповочный механизм). В зависимости от предназначения подноса, он мог быть мелким или глубоким. По краям несколько сантиметров железа было оставлено для формирования борта. С помощью проволоки, которая приклеивалась к краю, у мастера была возможность придавать металлическому подносу фигурную форму, а также укрепить бортики. Сейчас процесс изготовления механизирован, и готовая “болванка” выходит из под пресса за несколько секунд. Тем не менее, даже сегодня некоторые подносы делают по индивидуальным заказам. К примеру, для награждения победителей XXII Летних Олимпийских игр, которые проходили в Советском Союзе в 1980 году, коваль из Жостово Геннадий Топтыгин создал вручную несколько подносов - на них торжественно подносили медали.

      Девушка в народном костюме держит поднос с олимпийскими медалями. СССР 1980 г.

      Существовало несколько сортов подносов: 

      • высший сорт — роспись выполняется в три слоя по цветному фону; 
      • первый сорт — тоже цветная роспись, но по традиционному черному фону; 
      • второй сорт — роспись только в два слоя; 
      • третий сорт — двухслойная роспись на подносе, загрунтованном только с лицевой стороны.

      Помимо многослойной росписи, была также двухслойная  -   «роспись по поталям». Это тонкая золотистая роспись с использованием металлического порошка и тонких листочков золота или серебра, а иногда и перламутра. Техника росписи по поталям выглядит так: на поверхность наносится силуэт жидким, слегка побеленным лаком.  Прием похож на этап подмалевка при многослойной росписи жостовского подноса. На чуть подсохший лак приклеивают листочки потали либо его присыпают  порошками алюминия или бронзы, а затем убирают лишнее оставляя только переливающийся рисунок.

      Цвета росписи

      Несмотря на то, что при упоминании жостовской живописи воображение в первую очередь рисует черный фон и цветы на нем, жостовские подносы покрывали не только черным лаком. Среди популярных оттенков были:

      • цвет слоновой кости;
      • бирюзовый;
      • красный;
      • желтый;
      • коричневый;
      • золотой;
      • янтарный.

      Еще во второй половине XX века каждая мастерская варила лак по своему собственному уникальному рецепту, вычисляя идеальную формулу. Если использовался лак недостаточно хорошего качества, то поднос со временем мог потемнеть или потрескаться. 

      Для нанесения рисунка использовались масляные краски, причем каждый художник сам определял для себя тональность работы. Некоторые мастера предпочитали более холодные и приглушенные оттенки, а на других подносах цветы распускались огненными красно-желтыми тонами.

      Поднос прямоугольной формы с изображением цветов, металл (жесть), роспись, лак, золочение, д. Жостово, СССР, 1980-1990 гг. 

       

      Отправьте фото удобным вам способом

        Элементы жостовской росписи

        Невозможно обозначить какие-то обязательные элементы, которые должны были изобразить на подносе жостовские художники. Они никогда не пользовались трафаретами и не копировали работы других мастеров. Выбор цветов и композиции оставался лично за каждым. Но были и некоторые важные черты, которым следовали все без исключения:

        • Цветочная композиция: центром любого жостовского подноса чаще являются цветы (если речь не идет о сюжетной композиции). Существовало несколько типов букетов – «собранные» симметрично в центре подноса; «в раскидку» с увеличенными пространствами между соцветиями;  «венком»  - расположенные по внешнему краю подноса. Интересно смотрелись букеты, «сдвинутые» в один край подноса – такая ассиметричная роспись встречается не очень часто.
        • Виды цветов: на изделиях Жостово изображаются простые яркие цветочные букеты.  В них чередуются большие садовые и более мелкие полевые цветы: розы, маки, ромашки, пионы, анютины глазки, васильки, фиалки, ландыши, вьюнки и астры. Они “собраны” в букеты вместе цветами, названия которых могут быть даже неизвестны.
        • Окантовка. Край подноса тоже оформляется росписью. Это может быть либо скромный геометрический узор, либо художественная роспись, не уступающая центральному изображению на подносе. Если  фон подноса темный, то чаще используется золотая или медная краска, а для светлого фона  - темные оттенки.

        Признанные мастера жостовский росписи

        На протяжении более чем 150 лет в Жостово работало много выдающихся художников, каждый из которых привнес что-то своё в стиль и традиции жостовской росписи. Первым известным живописцем Жостово считают послушника Троице-Сергиевой лавры Афоню Вишнякова - последнего из рода Вишняковых. По своему исполнению и качеству композиции работы А. Вишнякова, созданные им в почтенном возрасте в начале XX века, больше напоминали станковые натюрморты. При взгляде на изящные красные тюльпаны, колоски и бабочек, знаток может найти сходство с фламандскими натюрмортами XVI-XVII вв.  

        «Букет садовых и полевых цветов с колосками ржи». Художник А.Г. Вишняков (1920-е гг.)

        Еще одним выдающимся мастером жостовского промысла был  К. В. Грибков. У него был свой подход к созданию декоративных росписей. Создавая свои композиции, он не делил работу на этапы, а для каждого элемента выполнял сразу тенёжку, прокладку и бликовку. Чертежкой и привязкой он не пользовался. Его работы восхищали последователей. Одна из его сохранившихся работ - корзина с цветами. Такая композиция букета непривычна - на более современных подносах мы словно смотрим на букет цветов сверху.

        Цветы в корзине». Художник К.В. Грибков (1920-е гг.)

        Следующая плеяда художников олицетворяет собой классическую школу жостовской росписи, а в их работах прослеживается преемственность: И. С. Леонтьев, А. И. Лёзнов, Д. С. и Н. С. Клёдовы, П. С. Курзин. 

        Иван Степанович Леонтьев (1875 - 1945 гг) считается хранителем традиционной жостовской росписи. Сам он родился в Жостово, прошел обучение в вишняковских мастерских. Его работы отличала компактность и натуралистичность, а фон играл большую роль. Букеты он изображал в темных тонах, часто отталкиваясь от выбранного им цветного фона - темного или светлого.

        Работам еще одного выдающегося живописца Дмитрия Степановича Кледова присуща та же строгость и реалистичность. От работ Леонтьева его отличала большая свобода в расположении цветов на подносе; компактной композиции он предпочитал букет ”в раскидку”. В его росписи  было много воздуха, и это отличало стиль Кледова от коллег.

         

        Отправьте фото удобным вам способом

          Роспись по поталям использовалась многими жостовскими художниками, но настоящим виртуозом считается Матвей Родионович Митрофанов (1889 - 1975 гг.). Используя небольшое количество цветочных форм, художник полностью заполнял отведенное под букет пространство. Иногда он обводил цветы в плотном букете черной краской. подчеркивая форму декоративных цветочных росписей.

          М. Р. Митрофанов. 'Букет без стебля'. 1950-е гг. 

          Как определить настоящий жостовский поднос?

          Популярность жостовского промысла расписных подносов, как и ожидалось, привела появлению к большого количества подделок. Но есть ряд характеристик, по которым можно определить настоящий жостовский лакированный поднос:

          1. Клеймо. Жостовские мастерские в обязательном порядке маркируют свои изделия. В первую очередь обратите внимание на то, есть ли на подносе штамп-клеймо;
          2. Края. Жостовские мастера всегда вальцуют края, так как это не только придает более эстетичный вид изделию, но также делает край более крепким. У поддельных расписных металлических подносов край часто остается острым, так как обработка краев - это очень трудоемкий процесс.
          3. Блестящая поверхность. Чтобы добиться идеально ровной зеркальной поверхности поднос несколько раз шлифуют, грунтуют, покрывают двумя слоями качественного лака.
          4. Детальность росписи. Жостовская роспись - это эталон качества. Художники используют отточенные до совершенства техники, а также пользуются высококачественными материалами. В их работе нельзя увидеть недокрашенные элементы, плохо прописанные лепестки и другие ошибки.

          Чтобы выгодно продать жостовские подносы  и не тратить свое время на написание объявлений для сайтов, вы можете обратиться в компанию по оценке и выкупу антиквариата "Raritetus".  Эксперты компании помогут определить ценность подносов онлайн. Для этого вам надо будет прислать несколько фото предмета и прислать по почте или  при помощи мессенджера. Наши антиквары определят стоимость и пригласят в офис, где предложат моментальный выкуп наличными или переводом на карту. Если приезжать в офис вам неудобно, вы можете заказать выезд нашего специалиста на адрес для оценки и выкупа на месте.

           

          Отправьте фото удобным вам способом



            Похожие статьи
            Матрешка: история русской народной игрушки (новые факты), роспись матрешки и изготовление 12.08.2022 в 04:58
            Игра Электроника в СССР: все виды и разновидности советских электронных игр СССР 12.08.2022 в 01:29
            Что такое раритет: значение слова, отличие понятий раритет и антиквариат, примеры 08.08.2022 в 03:51
            Амфора: описание, какой была греческая амфора, римская, древняя амфора в египте 04.08.2022 в 09:00
            Сколько стоят ценные и редкие монеты России в 2022, как их можно дорого продать 29.07.2022 в 02:59
            Фотоаппарат ФЭД: обзор моделей ФЭД-С, ФЭД-НКВД, Арсенал, Зоркий и других 13.08.2022 в 12:34
            Значок ДОСААФ: цены, разновидности почетных знаков ДОСААФ СССР 16.08.2022 в 12:15
            Малахит: свойства камня и как его отличить от подделки. Малахитовые изделия и история промысла 19.08.2022 в 10:32
            Советские плакаты: агитационные плакаты СССР в разные годы, 60 фото редких экземпляров 23.08.2022 в 05:03
            Яйца Фаберже: достоверная история происхождения, сколько яиц Фаберже, где находятся, цена 23.08.2022 в 03:02