Советские плакаты




Raritetus
  1. Ранние советские плакаты
  2. НЭП и авангард
  3. Плакаты периода индустриализации
  4. Плакаты периода Великой отечественной войны
  5. Послевоенные плакаты
  6. Хрущёвская оттепель
  7. Плакаты эпохи застоя
  8. Плакаты времен перестройки
  9. Плакаты в регионах СССР
  10. Основные жанры и тематики плакатного искусства
  11. Основные виды советских СССР
  12. Значение советских плакатов

Плакат (от фр. placard, т.е. афиша, объявление), или постер – это вид печатной тиражной графики, отдельное произведение которой представляет собой нанесенное на лист визуальное сообщение, как текстовое, так и иллюстративное, целью которого является привлечение внимания публики к его содержанию. Информация, помещенная на лист, отличается наглядностью, однозначностью и краткостью.

Основой для плаката может быть бумага, картон и другие материалы. На ней в различных техниках печатной графики, преимущественно литографии и хромолитографии, воспроизводилось изображение, сопровождаемое текстом.

Чаще всего в работе над плакатами использовалась ограниченная цветовая гамма, для создания лаконичного и четкого восприятия информации. Однако, в случае, количество оттенков могло увеличиваться, например, если согласно замыслу художника, так образ становился выразительнее.

В царской России плакаты начали развиваться, как и в Европе, во второй половине XIX века. Этот вид печатной графики быстро был признан обществом и использовался для оформления интерьеров и украшения улиц.

Отправьте фото удобным вам способом

    Плакаты нового государства и периода Гражданской войны (1918-1922)

    Британский исследователь, Марка Алмонда, писал, что «самые важные революции двадцатого века произошли в Советском Союзе, Китае и Иране». Для этих переломных моментов истории пропагандистские плакаты стали ключевыми средствами массовой информации, при помощи которых новый режим мог донести свое послание до людей. Важнейшей причиной для использования плакатов стало понимание того, как этот вид искусства влияет на общественное мнение, а значит способствует достижению определенных политических целей.

    В России утверждение этого вида печатной графики пришлось на начало XX века. По словам советского критика и журналиста, Вячеслава Павловича Полонского, революция победила не столько штыками, сколько печатным станком. Искусство плаката позволяло осуществлять информационный контроль, благодаря большим тиражам и быстрому распространению. Над созданием художественных образов трудилось множество человек. Одновременно работали художники, фотографы, журналисты, редакторы и полиграфисты. У истоков советского политического плаката стояли Д.С. Моор, В.Н. Дени, М.М. Черемных, В.В. Маяковский, Е.С. Кругликова, Л.М. Лисицкий и др. Наивысшего расцвета в годы Гражданской войны (1919-1920) достиг политический плакат. Он работал в тесной связке с кино, радио и прессой, твердя лозунги революции и нового политического режима. В качестве примера можно привести произведения Л.М. Лисицкого и Д.С. Мора, такие плакаты как «Красный подарок белому пану» или «Клином красным бей белых». Для привлечения людей, сохранявших нейтралитет, использовались все возможные виды агитации. В свет выходили миллионные тиражи листов с выразительными изображениями и броскими текстами. Главной темой было противостояние сторонников старого и нового политических режимов.

    «Будь на страже!», Д.С. Моор, 1920 

     

    Плакат «Красный подарок белому пану», Д.С. Моор, 1920

     Плакат «Клином красным бей белых», Л.М. Лисицкий, 1920

    Одним из важнейших явлений в искусстве этого периода стала серия сатирических плакатов «Окна РОСТА». В работе над ними участвовали К.С. Малевич и А.В. Лентулов. Рисунки и подписи создавались художником В.В. Маяковским, М.М. Черемных, Д.С. Моором и др. «Окна РОСТА» иллюстрировали злободневные темы, основой их содержания были лозунги агитпропаганды. В этих плакатах видно влияние лубка, кубизма и супрематизма. Их характеризуют гротескные образы, броские надписи, выразительные силуэты, нарочитая простота форм и ограниченная палитра в 2-3 цвета. Главными героями этих плакатов были рабочие, крестьяне, капиталисты, попы, красноармейцы и кулаки.

    Плакат из серии «Окна РОСТА», В.В. Маяковский, 1920 

     Плакат из серии «Окна РОСТА», В.В. Маяковский, 1920 

    Ты записался добровольцем?

    Отправьте фото удобным вам способом

      1920-е: НЭП и плакаты авангардистов

      В марте 1921 года была провозглашена Новая экономическая политика. Она позволила восстановить экономику страны, подорванную Первой мировой (1914-1918) и Гражданской войнами (1919-1920).

      С художественной точки зрения это период развития всевозможных авангардных течений. В плакатном искусстве новая эстетика формирует собственный набор художественных приемов и методов, впитывая их из кубизма, супрематизма, орфизма, абстракционизма и др. Визуальный язык этого периода характеризуется плоскостностью, условностью, отсутствием декоративных элементов и использованием чистых цветов. В этот период работали А.А. Дейнека, Л.М. Лисицкий, Ю.И. Пименов, А.М. Родченко, Г.Г. Клуцис и другие.

      Ленгиз, Родченко

       

      Населению страны Советов нужно было привить множество основополагающих добродетелей. Средствами искусства начинает формироваться новый нравственный базис строителей коммунизма. Для просветительских плакатов этого периода характерны призывы ликвидировать неграмотность, искоренить вредные привычки и вести спортивный образ жизни. И, конечно, главной темой был труд. Помимо этого, такие плакаты содержали призывы к сохранению памятников культуры и искусства.

      Плакат «Женщина! Учись грамоте!», Е.С. Кругликова, 1923 

      Плакат «Ты помогаешь ликвидировать неграмотность?», Ленинград: Издание общества «Долой неграмотность», 1925 

      К врагам государства были причислены также представители духовенства. Антирелигиозные плакаты в купе с прессой, газетой «Безбожник» и журналом «Безбожник у станка», формировали негативное отношение к религии, дополняя свои тексты сатирическими изображениями.

      Плакат «Религия – яд, береги ребят», Н.Б. Терпсихоров, 1930

      Рекламные плакаты, практически позабытые в годы Гражданской войны, возродились вместе с НЭП. Нужно было продвигать как государственные предприятия, так и продукцию частных фирм и заводов. Сигареты, кондитерские изделия, напитки, одежда – все виды товаров представлены на плакатах 1920-х. В том числе объявления о распродажах и оказании различных услуг (таких как доставка и такси).

      Рекламный плакат 2-го Госзавода «Заря». Москва, 1926 

       Рекламный плакат продукции «Госспирта». Ленинград, 1920-е

      В 1920-е активно развивается искусство киноплаката. Именно здесь были использованы основные художественные приемы конструктивизма, техника коллажа, выразительные средства кино и фотографии. Эти работы представлены плакатами братьев Стенбергов, П.И. Жукова, А.П. Бельского, А.М. Родченко и др.

      Плакат к фильму «Предатель», Братья Стенберги, 1926
       

       

      Плакат “Трубка коммунара”, А.П. Бельский, 1929

      Активная роль в графическом искусстве СССР отводится женщинам и детям, отныне ответственным за будущее страны. Новые герои плакатов – пионеры. Их образы использовались часто, так как они олицетворяли собой надежды на будущее СССР.

      Плакат «Долой избиение и наказание детей в семье», А. Федоров, 1926
       

       

      Плакат «Буду твердо стоять за дело рабочего класса»

      Отправьте фото удобным вам способом

        1930-е: Плакаты периода индустриализации

        На искусство периода 1930-х гг. большое влияние оказала индустриализация. После отмены НЭПа продолжают сохраняться призывы быть готовыми защищать Родину. Однако, главными темами становятся индустриализация, коллективизация и культурная революция. Самым популярным образом отныне является образ рабочего. В визуальном искусстве формируется новый, единый метод, соцреализм, который проявил себя и в плакатном искусстве.

        Плакат «Индустриализация путь к социализму», Агеев, 1927

         

        Плакат «Дадим миллионы рабочих рук на фронт индустриализации», 1930-е

        В СССР продолжают существовать и просветительские плакаты, призывающие к правильному образу жизни и грамотности. Советский человек должен трудиться, выполнять план работ и при этом быть воспитанным и культурным. Женщина продолжает играть важную роль в плакатном искусстве. Отныне она воспринимается как такой же работник, как мужчина.

        Плакат «Выполним полностью и в срок план хлебозаготовок», А. Лобанов, 1930 

         Плакат «Восьмое марта праздник трудящихся женщин всего мира», Мытников-Кобылин, 1932

        Агитационный плакат, кроме прочего, продолжает развиваться также и в обличительной форме. В этот раз в качестве объекта порицания выступают граждане, которые не участвовали в программе госзаймов. Люди, не приобретающие облигации, считались противниками индустриализации.

        Плакат «Почему ты продал свои облигации Разве ты не хочешь участвовать в индустриализации СССР?», Чашников И.Д., 1930-е

        Для пропагандистских плакатов 1930-х годов характерно использование собирательных образов крестьян, рабочих, воинов и т.д. Однако, все изменилось после крушения парохода «Челюскин» в 1934 году. Эвакуация выживших осуществлялась летчиками, которым впоследствии было присуждено звание Героя Советского Союза, впервые в истории СССР. Именно их фотографии появились на плакате, посвященном спасательной экспедиции.

        Плакат с участниками спасательной экспедиции парохода «Челюскин», 1934

        Индустриализация стала причиной уничтожения частных фабрик и заводов. Теперь на рекламных плакатах фигурировали названия государственных предприятий. В их оформлении участвовали известные мастера того периода, например, М.М. Максимов-Литвак.

        Рекламный плакат Наркомпишепрома СССР «Свежи, как летом. Плоды и ягоды, консервированные искусственным холодом. Лучший десерт и диетический продукт консервированных плодов и ягод». Москва, 1938

         Рекламный плакат Наркомпищепрома СССР «Всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы», Москва, Союзпищепромреклама, 1938

         Александр Зеленский. Плакат «Ирис». 1939

        Отправьте фото удобным вам способом

          1941—1945: Великая Отечественная война

          Советские плакаты периода Великой Отечественной войны были наглядными пособиями, призванными в доступной форме выразить отношение правительства к текущим событиям, происходящим на фронте, предупредить пораженческие и пессимистические настроения, воодушевить военных и гражданское население. Такие плакаты часто вывешивались на специальных стендах. Главными темами, естественно, были призывы бороться до конца, идти в атаку, быть бдительными и т.д. Особенно популярными образами военных плакатов стали солдаты и врачи, ставившиеся в пример советскому народу. Другой формой плаката была карикатура, в сатирической форме уязвляющая врага.

          Существовала серия агитационных плакатов военного времени, называемая «Окна ТАСС». Они должны были поднимать боевой дух и призывать к защите Родины, тем самым наследуя идеи «Окон РОСТА». Они делали это в сатирической и юмористической формах, что обусловило их популярность. «Окна ТАСС» выходили небольшим тиражом, так как не были произведениями печатной графики, а относились скорее к живописи, ведь изображения наносились на лист красками по трафарету. В результате, художники могли выпускать плакаты лишь в ограниченном количестве, но их можно было легко транспортировать и при необходимости быстро создавать новые в качестве реакции на происходящие события.

          «Окно ТАСС» №13, «Болтун - находка для шпиона», А.А. Радаков, 1941

            Окно ТАСС № 887 «С Новым годом!», Павел Соколов-Скаля

          Творчество советских художников коллектива «Кукрыниксы», создававшего карикатуры и шаржи на злободневные темы, также является этапным в искусстве СССР. Их плакаты сопровождали солдат на протяжении всех военных лет. Они также приняли активное участии в создании серии «Окон ТАСС». Наиболее известной их работой является плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».

          «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941

          Во время войны плакаты создавались на всей территории СССР, от блокадного Ленинграда, до республик, например, Армении и Грузии. В этот период работали такие художники как И.М. Тоидзе, А.А. Кокорекин, В.С. Иванов, В.Б. Корецкий и др. Наверное, самыми известными плакатами времен Второй мировой войны являются «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе и «Не болтай!» Н.В. Денисова и Н.Н. Ватолиной.

          «Родина-мать зовет!», И. М. Тоидзе, 1941

           Плакат «Не болтай!» Н.В. Денисов и Н.Н. Ватолина, 1945

          Отправьте фото удобным вам способом

            1946—1953: Послевоенное время

            Восстановление страны после чудовищных потерь Великой Отечественной войны стало главной задачей всего народа. Содержание советского агитационного плаката касалось теперь прежде всего тем новой пятилетки и бескорыстного труда на благо общества. Главная тема послевоенных плакатов СССР может быть выражена одним призывом «Восстановим!».

            Основными героями плакатов этого времени являются образцовые коммунисты, строители, рабочие, врачи и медсестры. На многих плакатах этого периода присутствует фигура Сталина, как «великого зодчего коммунизма».

            Плакат «Слава русскому народу - народу-богатырю, народу-созидателю!»

             Восстановим 

            Плакат «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!», 1950

            Отправьте фото удобным вам способом

              1954—1964: Хрущёвская оттепель

              После смерти Сталина давление государственной пропаганды на искусство ослабло. «Оттепель» стала периодом, когда художники СССР впервые за долгое время ощутили свободу. Это время стремления к новым открытиям. Плакаты этого периода полны надежд и стремления к великим свершениям.

              В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, самый массовый за всю историю. Его лозунгом было «За мир и дружбу». Для этого времени характерна атмосфера свободы и открытости. Граждане смогли пообщаться с иностранцами, что не преследовалось, а поощрялось советской властью. В плакатах «оттепели» доминировала тема борьбы за мир.

              Плаката «Всемирный фестиваль молодёжи и студентов», 1957  

              Плакат «Во имя мира», И. Тоидзе, 1959

              В том же году был подписан указ об ускорении жилищного строительства, с целью обеспечить отдельные семьи квартирами. Элементы быта «хрущевок» нашли свое отражение и в плакатном искусстве.

              Рекламные плакаты оттепели

              12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос, что вызвало широкий резонанс. Это было важным шагом для развития науки СССР, и повышало статус страны на международном уровне. В плакатном же искусстве появилась тема космоса и фантастические изображения будущего.

              Плакат от 13 апреля 1961 г. Автор - Б. Старис

               Плакат «Слава советскому человеку – первому космонавту!», 1961, Автор - В. Валиков.

              В период «оттепели» продолжалось производство рекламных плакатов. Их содержание было тесно связано с продуктами быта. Однако появляются образы, характерные именно для этого периода. Во время правления Хрущева была принята экономическая реформа, частью которой являлось преобразование денежной системы. Фраза «Храните деньги в сберегательной кассе» после этого стала крылатой. На плакатах появились образы людей с приятной внешностью, состоятельные, улыбающиеся зрителю. Рядом обычно размещалось изображение сберегательной книжки и какого-либо имущества (дома, машины и др). Так пропагандировалась экономическая программа партии.

              Накопил купил

              Отправьте фото удобным вам способом

                1965—1985: Застой

                Эпоха «Застоя» - это время постепенного нарастания кризиса в СССР. Он коснулся всех сфер жизни: экономики, политики, международных отношений. Тем не менее, плакаты продолжают оставаться важным инструментом политической пропаганды, а также визуальным ориентиром.

                Основными темами этого времени являются: сельское хозяйство, строительство, спорь, армия, политические лидеры, народ. Для каждого из этих видов были разработаны свои визуальные приемы.

                Агитационные плакаты на тему сельского хозяйства были призваны показать гражданам страны, какими быстрыми темпами оно развивается, и как важен труд работников этой отрасли. И это, несмотря на то, что при огромных вложениях, в этой сфере нарастал кризис, ведь средства расходовались неразумно. Такое положение вещей не могли скрыть ни улыбающиеся персонажи, ни символы процветания в виде снопов пшеницы.

                Слава земледельцам
                 

                 

                хлеб родине

                Период 1970-1980-х гг. – это время последних крупных строек в СССР. Этой теме было посвящено большое количество плакатов, которые прославляли героев, воплощавших в жизнь эти масштабные проекты. В основном это были мужские образы на фоне стройки.

                Плакат «БАМ – стройка века!», Н. Бабин, И. Овасапов, А. Якушин

                Олимпийские игры 1980 года в Москве – одно из важнейших событий этого периода истории СССР. Для этих соревнований было создано большое количество вариантов дизайна плакатов. Они могли иметь разный формат, колорит и различаться в деталях. На них изображался символ ОИ-80 – Олимпийский Мишка, русская тройка, факел, советские спортсмены, голубь мира и др.

                Плакат «Продолжим эстафету прославленных олимпийцев!», 1980

                Эпоха «застоя» характеризуется расцветом советского кино. С середины 1960-х до середины 1980-х гг. выходит множество картин, которые были высоко оценены не только зрителями, но и критиками. Большая часть из них стала классикой. В это время снимали Рязанов, Захаров, Герман, Шепитько и Тарковский. Плакатное искусство активно осваивало новые визуальные средства кинематографа, продолжая развиваться на новом витке истории.

                Афиша к показу фильма " От зари до зари", художник Г. Постников, изд. "Рекламфильм", Москва, СССР, 1975 г.

                  

                Служебный роман

                Отправьте фото удобным вам способом

                  1986—1991: Перестройка

                  К концу 1980-х годов советская идеология, символы и лозунги потеряли свою важную роль в умах людей. Это период заката государства, а с ним и его плакатного искусства. Место пионеров и рабочих на плакатах начали занимать американские киноактеры и русские эстрадные певцы. Художники продолжали работать над плакатами, но в их работу все чаще вторгались уже совершенно не советские образы. Какое-то время еще появлялись старые образы, но это скорее относится к явлению инерции или рефлексии в искусстве. Начали появляться плакаты, в которых соединялись элементы советского культурного наследия и новых западных влияний.

                  Перестройка

                   за мир надо бороться

                  Региональные вариации

                  В республиках СССР, таких как Поволжье, Кавказ и Средняя Азия, также создавались советские плакаты. Они представляют собой пример резкого культурного и социального перелома в период становления нового общества. Также как и в европейской части СССР, эти плакаты несли в себе рекламную, информационную, но главное, политическую функцию. На них была возложена роль пропаганды советской власти, с учетом местного менталитета. В плакатах республик, ярких и образных, нашли отражение новые авангардные течения в искусстве. Над их созданием трудились профессиональные художники и графики, стремившиеся создать новый национальный стиль в СССР.

                  Во время Гражданской войны создавались плакаты с призывами на нескольких языках воевать на стороне коммунистов. Существуют примеры произведений, посвященных борьбе бакинского пролетариата в 1910-х - 1920-х гг. В республиках СССР также присутствовали призывы пользоваться услугами сберегательных касс, трудиться в колхозах, соблюдать планы и т.д. Есть и призывы женщинам присоединиться к труженицам страны Советов.

                  Отличительными чертами плакатов советских республик является влияние национальных стилей и традиций, а также надписи с лозунгами и информацией на нескольких языках.

                   Превратим советский Азербайджан

                    Храните сбережения в сберкассе

                  Жанры и тематики

                  Основные темы советских плакатов:

                  • призывы защищать Родину;
                  • агитация вступать в армию;
                  • тема голода;
                  • пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, обучения грамоте и упорного труда;
                  • борьба с религией;
                  • агитации к коллективной работе и объединению труда.

                  Отправьте фото удобным вам способом

                    Основные виды плакатов СССР

                    Плакатное искусство в СССР развивалось на творческих приемах и методах живописи и графики начала XX века. С течением времени визуальный язык этого вида графики трансформировался, однако существует несколько основных типов советских плакатов.

                    1. Политические плакаты – эти произведения были посвящены борьбе за мир, утверждению новых идей, обличению врагов и антирелигиозной пропаганде.

                     Советы и электрификация 

                     

                    Как попы народ обирают

                    2. Просветительские плакаты – произведения, пропагандирующие полезные привычки (гигиену, спортивные занятия, грамотность и т.д.).

                    Граждане храните 

                    Все в библиотеку, 1929

                    3. Рекламные плакаты – работы, связанные с продвижением продуктов питания, напитков, одежды, косметики и т.д. Сюда же относятся плакаты, связанные со зрелищными и культурными мероприятиями, такими как спектакли, кинофильмы, концерты и т.д.

                    Отправьте фото удобным вам способом

                      Реклама продуктов

                      Требуйте всюду сосиски

                       Красный мак

                      Афиши мероприятий

                      Искусство в массы АХР 

                       Афиша эстрадной программы «Вечер Крокодила». Москва: 1925. Типография «Рабочей газеты»

                      Киноплакаты

                      Плакат к советскому художественному фильму «Дела и люди» (Производство Союзкино, реж. Александр Мачерет). Москва: Гизлегром, 1932 

                       Ловкие дельцы

                      4. Инструктивные и учебные плакаты – наглядные визуальные пособия, использовавшиеся в процессе обучения и на производстве.

                      Санитарная обработка

                       Береги зубы

                      5. Военные плакаты – плакаты, посвященные военным действиям, вооруженным силам, а также связанным с ними лозунгам.

                      Партизаны бейте врага 

                       

                      Значение плаката в жизни граждан СССР

                      Утверждение новой власти в стране требовало быстрого усвоения народом ее основных принципов и идеалов. Руководящие должности стремились контролировать все сферы человеческой деятельности. Эта диктатура поддерживалась всеми видами средств массовой информации, от кино и радио, до прессы и плакатов. Для последних была разработана, совершенствующаяся впоследствии, система художественных приемов и методов, которые позволяли быстро и однозначно считывать их содержание. Плакаты несли в себе информацию об официальной политической позиции власти, но кроме того, в них было заложено сильное мотивационное начало. Они побуждали к активному действию. Не важно, касалось дело личной гигиены и необходимости трудиться и обучаться или речь шла о вредных привычках и правильных моделях поведения. Плакаты служили визуальными пособиями, по которым обучались граждане СССР. Перед их глазами каждый день были визуальные образцы того, как должна была быть построена их жизнь. Плакаты направляли людей в повседневной жизни и поддерживали в тяжелые периоды, например, во время войн и голода. Их влияние на формирование человеческого сознания мы ощущаем и по сей день, общаясь с людьми, жившими в СССР. Плакаты, созданные в советскую эпоху, важны для понимания русской культуры XX века, но их содержание остается актуальным до сих пор, как часть визуального искусства большой страны.

                      Если вы хотите продать плакаты советского периода, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Вы можете прислать фото и заказать бесплатную экспертную онлайн-оценку советских плакатов или приехать к нам в офис. Наши специалисты помогут оценить их и предложат выгодную цену.

                      Отправьте фото удобным вам способом



                        Рейтинг статьи: 0
                        Похожие статьи
                        Малахит: свойства камня, малахитовая шкатулка и другие изделия из малахита 19.08.2022 в 10:32
                        Значок ДОСААФ: цены, разновидности почетных знаков ДОСААФ СССР 16.08.2022 в 12:15
                        Фотоаппарат ФЭД: обзор моделей ФЭД-С, ФЭД-НКВД, Арсенал, Зоркий и других 13.08.2022 в 12:34
                        Жостовская роспись: история росписи Жостово, жостовские подносы, игрушки, посуда 14.08.2022 в 01:29
                        Матрешка: история русской народной игрушки, что символизирует матрешка 12.08.2022 в 04:58
                        Яйца Фаберже: цена оригинала, сколько яиц Фаберже и где находятся, история, фото 23.08.2022 в 03:02
                        Знаки различия ВОВ: петличные и нарукавные знаки различия советской армии, погоны 25.08.2022 в 11:44
                        Монеты Финляндии: пенни, марки, золотые и серебряные монеты 1918-2001 года 15.08.2022 в 09:39
                        Монеты из палладия: цены на палладиевые монеты СССР, России и мира 15.08.2022 в 11:35
                        Тетрадрахма: от серебряных монет Древней Греции до медных монет Римской империи 15.08.2022 в 10:30