Будянский фаянс




Raritetus
  1. Дореволюционный период
  2. Советский период
  3. Постсоветский период
  4. Каталог клейм по годам

Фарфоровая империя одного из крупнейших производителей в России М.С. Кузнецова ведет свою историю с 1832 года. В селе Дулево выходец из крестьян-старообрядцев Т. Я. Кузнецов открывает свою первую фабрику по производству фарфоровых изделий. Предприятие стремительно расширяется, в это время наблюдался острый дефицит хорошей посуды. Вскоре сын Терентия, Сидор открывает завод в Риге. Развиваются технологии, к работе приглашают художников. Получив в наследство отлично работающее предприятие, Матвей Сидорович Кузнецов не останавливается на достигнутом, в 1870 году он покупает фабрику Ауэрбаха под Тверью, а в 1887 открывает производство в селе Буды Харьковской губернии.

Кузнецов фарфор

Будянский завод в досоветский период

История Будянского фаянсового завода начинается с фабрики в селе Байрак, но отсутствие транспортного сообщения делало производство слишком затратным. Было принято решение выкупить винокурню помещика Т. Г. Котляра в селе Буды. Здесь проходила железнодорожная ветка харьковского направления, в селе проживало больше тысячи человек, для развития были все условия – рабочая сила, транспорт, залежи каолина и топливные ресурсы. Кузнецов заботился не только о самом производстве, но и о создании социальной структуры для рабочих. Помещения фабрики с прилегающими к нему домами для жилья напоминал маленький благоустроенный городок, на территории которого были школа, больница, церковь. Это был центр производства со своей культурной системой.

Само заводское здание состояло из хорошо вентилируемых помещений, был проведен водопровод и установлены пожарные краны. На каждом этаже выполнялись определенные виды работ, между собой этажи соединялись лифтами, на которых поднимали изделия в мастерские. На фабрике был проведен телеграф, а общение с Харьковом осуществляли по телефону. Склады и некоторые помещения освещались электричеством.

Будянский завод

Фабрику запустили в 1887 году и первоначально изготавливали только полуфаянсовые изделия, уже через пять лет производили фаянсовую посуду. С ноября 1894 года открыли отделение по выпуску фарфора. Это было непростое мероприятие, фарфор делали не из импортных, а местных отечественных материалов, качество которых не уступало западным по прочности и прозрачности.

Блюдо будянский

На предприятие отправляли опытных сотрудников с других фарфоровых заводов компании. Мастера по живописи, граверы, формовщики обучали местных работников тонкостям ремесла. Производственный процесс был организован продуманно и четко.

Из цеха по производству глиняной массы на подъемных машинах подготовленное сырье передавали в формовальное и точильное отделение. Вдоль стен располагались станки для формовки тарелок, блюд, чайников, чашек. В центре находились полки для просушки предметов, для этого в помещении поддерживали высокую температуру. Обсохнувшую посуду укладывали в капсулы для обжига, после которого получали так называемые «бисквиты». Затем их поливали глазурью и снова обжигали, либо отправляли в живописное отделение. Отделение состояло из трех частей – живописи по «бисквиту», печатного и живописи по «политому». Роспись осуществляли от руки или машинным способом. Вручную расписывали каждый элемент отдельно, каждая рисовальщица имела свою специализацию. Одни рисовали отводку, другие листочки, третьи цветочки. Налаженная работа шла очень быстро. В печатном цехе рисунок наносили посредством перевода с бумаги готовых рисунков, которые изготавливались здесь же. Такой процесс назывался декалькомания.

Тарелка кузнецов

Самым сложным и трудоемким был процесс ручной росписи по «политому». Здесь ценились художественный вкус, умения и навыки росписи. Требовались специальные знания о красках, о том, какой цвет получится в результате обжига. Перед тем как стать художником по росписи, проходили специальное обучение в рисовальных классах.

Фабрика в селе Буды называлась Ново-Харьковской, это было четвертое предприятие в «Товариществе производства фарфорово-фаянсовых и майоликовых изделий» М.С. Кузнецова. Будянский фаянсовый завод изготавливал посуду для трактиров – миски, кружки, кувшины, расписанные штампованным цветочным орнаментом. Для более состоятельных покупателей развернули выпуск столового фаянса высокого качества с ручной росписью. Около трети производимой продукции составлял фарфор, в основе дизайна которого была европейская классика. Будянский фаянс раскупался быстро. Коммивояжеры привозили продукцию на ярмарки в Нижний Новгород, Казань и Ярославль. Охвачены были Москва и Санкт-Петербург. Сбыт керамических изделий осуществлялся по всей территории России, а также в Балканские страны, Турцию, Персию.

Фаянс деколь

В 1897 фабрикой стал руководить Александр Матвеевич Кузнецов. Завод изготавливал одиннадцать миллионов изделий в год, а штат сотрудников насчитывал 2500 человек. В 1901 году на Будянском заводе установили мощную по тем временам паровую машину «Компаунд», в 1911 году – туннельные печи для обкатки политых изделий. Оснащение фабрики соответствовало последним достижениям, она являлась крупным предприятием отрасли.

Отправьте фото удобным вам способом

    История советского периода и художники Будянского завода

    В советское время Будянский завод национализировали. Он входил во Всеукраинский трест, объединяющий стекольно-керамические предприятия региона. 1920-е годы ознаменовались новым названием предприятия «Серп и Молот». Наряду с Барановским и Коростенским заводами, Будянский участвовал в государственной программе по производству фарфора по соглашению с Турцией и Египтом.

    В 1922 году при фабрике открыли школу фабрично-заводского ученичества, с двумя отделениями: живописным и скульптурным. Обучали рисованию, отводке, нанесению позолоты, лепке, моделированию, формовочному и литейному делу. Заниматься производством начали молодые специалисты.

    Сахарница

    1920-е – 1930-е годы – время, когда агитационная тема не могла остаться в стороне от внимания советского завода. Для поддержания наглядной агитации и популяризации действий новой власти выпускали тарелки с изображением Ленина, Сталина, лозунгами в поддержку партии и социалистических идеалов. «Ленинские блюда» были исполнены мастерами Е. И. Кондратенко, П.Е. Губичевым. Таких предметов сохранилось очень мало.

    Герои красной конницы мчались на врага, трудящиеся великих строек возводили новую жизнь, на полях работала уборочная техника, крестьяне с плугом и молодые трактористы — все это изображали на столовых предметах.
    Одной из самых известных была деколь «Старое и новое». Художник-керамист П.Н. Мусиенко создал блюда «Красная конница», «Паровоз». Работам был свойственен внутренний динамизм, пафос революционной борьбы, они должны быть ясными и по содержанию, и по форме.

    Агитфарфор

    В своих работах художники уделяли внимание и народным мотивам, с изображением особенностей украинского села: живописных хат, рушников, дивчин. Также занимались выпуском фарфора на сюжеты произведений Т. Шевченко, Н. Гоголя, по мотивам картин известных русских художников. Персонажи сказок Пушкина становились героями расписных сервизов, например работа Е. Кондратенко «Сказка о царе Салтане».

    Для повседневного использования продолжали изготавливать изделия по старым формам и живописным образцам периода «Товарищества М. С. Кузнецова» с цветочным орнаментом.

    Супница

    Модернизация производства была проведена в 30-е годы, установили новые формовочные станки, механизировали процессы. Через десять лет на заводе «Серп и Молот» производили более сорока миллионов фаянсовых изделий.

    В Великую Отечественную войну были разрушены формовой, горновой цеха, вывезли в Германию оборудование. Полностью удалось восстановить завод к 1953 году. Внедрение туннельных печей, использование природного газа и бескапсельного обжига фаянса позволило предприятию в 70-80-е годы занять лидирующие позиции в отрасли.

    В 1950-60-е годы продолжили успешную линию по декорации посуды в «украинском» стиле. Массово выпускали столовые, кофейные сервизы, вазы, наборы фаянсовых тарелок, расписанные ярко, красочно, широкой уверенной кистью. В это время пришли на предприятие замечательные талантливые художники: Раиса Вакула, Иван Сень, Галина Кломбицкая, Борис Пянида, Галина Чернова, Николай Николаев. Именно благодаря им был создан самобытный художественный стиль Будянского завода.

    Салатник

     

    Галина Кломбицкая была автором многих эскизов форм посуды, в том числе нестандартных. Декоративные изделия мастера участвовали во всесоюзных и международных выставках, сегодня они хранятся в музеях декоративно-прикладного искусства. В своих произведениях Галина Ивановна обращается к темам природы, животных, характерна для нее способность тонко чувствовать времена года, настроение. Мотив сказки «Курочка Ряба» часто используется мастером в разных работах. Скульптурная композиция «Адажио» на балетную тему выразительна и проникновенна. Любовь к родным просторам выражена в цикле декоративных блюд, богато украшенных лепниной - «Лесные мелодии», «Кричат совы, спит дубрава». В кружке "Лесовик" Кломбицкая создает образ мифологического персонажа.  Ей удалось создать яркий запоминающийся характер добродушного старичка - духа леса с заросшей мхом бородой, лицом-корой, и волосами, изогнутыми как ветви дерева.

    Лесовик


    Кломбицкая уделяла внимание выпуску столового фаянса для простых советских граждан, которые проживали в малогабаритных квартирах. Она разработала специальную глубокую форму тарелок меньшего диаметра. Создавала квадратные тарелки, сервизы-конструкторы - её подход считался авангардным.

    Квадратная тарелка Кломбицкая

    И.П. Сень, художник, автор форм, владел многими техниками декорирования: росписью ангобами, солями металлов, аэрографией, шелкографией. И. Сень – создатель популярных наборов для кухни, подарочных кружек. Можно отметить его сервизы «Харьковская осень», «Майские цветы», детский сервиз «Малышок». Блюдо для фруктов “Венок”, в орнаменте которого автор придерживается народных традиций, расписано нежной палитрой с мягкими тональными переходами цветов.

    Блюдо Сень


    Стиль Галины Денисовны Черновой отличается широтой и свободой, крупными мазками, ярким радостным колоритом. Её живопись по фарфору музыкальна и поэтична.

    Чернова

    Среди известных работ Черновой - роспись цветочным орнаментом набора «Праздничный» с самоваром, сервиз «Ливада».

    Б. Пянида, Н. Николаев, Ю. Пиманкин - мастера, которые за основу брали популярные национальные сюжеты, народные орнаментальные мотивы, не остались без внимания современные темы счастливого детства, любви и дружбы. Благодаря творчеству талантливых авторов в СССР изделия из фаянса и фарфора достигли высокого художественного уровня. Сегодня живые и эмоциональные работы являются коллекционной редкостью и высоко ценятся любителями керамики.

    ГАлантная сцена

    Отправьте фото удобным вам способом

      Будянский завод времен независимости

      В 1988 году был утверждена программа по развитию и переоснащению предприятия, но она не была реализована. В 1991 после провозглашения независимости один из крупнейших заводов на Украине был преобразован в акционерное общество «Будянский фаянс». В 2000-е годы компания сотрудничает с европейскими клиентами, поставляя посуду в супермаркеты «Карефорт», в Испанию. Несмотря на заказы, предприятие испытывало финансовые трудности, и в 2006 году признано банкротом. Коллекцию заводского музея с замечательными работами будянских художников передали в Харьков. Оборудование и кирпичное здание разбирали на вторсырье. В 2021 году остатки завода были уничтожены. Одна из известных фаянсовых фабрик прекратила свое существование.

      Набор салатников

       

      Клейма Будянского фаянсового завода

      Клеймо дореволюционного периода относится к «Товариществу Кузнецовых», в которое входили разные заводы. Поэтому к основному клейму с двуглавым орлом и надписью «Тва М.С. Кузнецова» добавляли место нахождения. Так выглядело клеймо Будянской фабрики.

      Клеймо Кузн


      Знаменитый Будянский завод просуществовал более ста лет. В разные годы советского периода в состав клейма в ранний период входило наименование места производства «Буды», позднее «Буди». В 1967 году художник Борис Пянида предложил внести изображение петушка на клеймо фабрики, таким образом почеркнув связь с народным искусством. Поющий петушок – фирменная заводская марка, хорошо известная ценителям будянского фаянса. В постсоветский период к экспортным товарам добавляли «Made in Ukraine».

      Клеймо

      Если у Вас сохранился фарфор Будянского завода, и Вы желаете его продать, обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вы получите профессиональную оценку, Вам предложат выгодную сумму выкупа.

      Отправьте фото удобным вам способом



        Рейтинг статьи: 0
        Похожие статьи