Кустарные открытки Российской империи и СССР




Raritetus
  1. Как и когда появились кустарные открытки?
  2. Кустарные открытки Российской Империи
  3. Кустарные открытки СССР

 

Как появились кустарные открытки?

Как и везде, в сфере производства печатных открыток в Российской Империи наблюдалась высокая конкуренция. Печатная продукция производилась как на больших типографских предприятиях, так и в мелких артелях. Ни у тех, ни у других в силу технологических ограничений, первое время не было возможности печатать цветные открытки. Плюс небольших артелей заключался в масштабах их производства – по факту, собственные открытки мог изготовить каждый, у кого был фотоувеличитель, листы бумаги или плотного картона, а также возможность напечатать небольшой тираж.  Художнику или фотографу заказывался сюжет, затем его копировали и размножали на почтовых карточках. Это была основа будущих открыток – использовалась белая бумага или белый картон. Их И на этом этапе мастера артелей придумали «фишку» - раскрашивать небольшие фрагменты открыток ручной работы (рисунков или фотографий). Сегодня такие открытки назвали бы китчем, но 150 лет назад обычные поздравительные открытки были в дефиците и стоили дорого, поэтому раскрашенную продукцию с поздравительными надписями охотно раскупали. В Советском Союзе самодельные открытки производили в обход цензуры и ограничений, выискивали и продавали через третьи руки. Позднее цветные открытки стали продавать повсеместно, кустарный бизнес сошел на нет. Сегодня такие открытки интересуют коллекционеров и собирателей дореволюционной и советской печатной продукции.

Заставка. Раскрашенные фотооткрытки СССР   

Отправьте фото удобным вам способом


    Дореволюционные кустарные открытки

    Традиция отправлять поздравительные открытки родным и друзьям в преддверии новогодних праздников практически утеряна в наши дни, а в конце XIX – начале XX года покупка и рассылка поздравительных открыток была неотъемлемой частью подготовки к любому празднику. Первые известные рождественские открытки печатались за границей и специально привозились в Российскую Империю. Такие открытки были очень дорогими, и позволить их себе могли лишь обеспеченные горожане.

    В Российской Империи поздравительные открытки приравнивали к произведениям искусства, их собирали, вклеивали в специальные альбомы, использовали в оформлении интерьера. Открытки не только выпускали типографским способом, но и украшали вручную засушенными или бумажными цветами или бисером, а также с использованием разных техник фотопечати и ретуши. Такие самодельные варианты поздравительных карточек были гораздо более доступны по цене и быстро распространялись среди широких масс. Среди дореволюционных открыток встречались как копии с постановочных фотографий, так и небольшие художественные иллюстрации. Часто на оборотной или на лицевой стороне подобных открыток вручную писали поздравления, забавные стишки в несколько строк.

    К началу ХХ столетия в жанре кустарной открытки выявились самые популярные направления. Сами по себе они были   культурным феноменом., так как отражали вкусы массового потребителя, демонстрировали то, чем жил обыватель в конце XIX вв - первой трети ХХ века.Наиболее распространены были поздравительные открытки - чаще всего это были сюжеты на любовные темы (голуби, сердца, ангелочки). Также в ходу были репродукции картин известных художников. Выделялись среди этих открытки с произведениями искусства, представленными на Парижском салоне -  самой престижных художественной выставке Франции. Эти репродукции особо привлекали русскую публику. Искусство на открытках было представлено не только картинами, но и театром: на открытках печатали портреты отечественных и зарубежных актеров и актрис оперы, балета, драматического театра.

    Парижский салон. Кустарная открытка Парижский салон. Кустарная открытка

    Советские кустарные открытки

    Кустарные открытки были широко распространены в СССР в 1940-е - 1960-е годы. Сегодня этот тип графики малых форм изучен очень поверхностно, так как такие самоделки долгое время считали непрезентабельными, пошлыми и неэстетичными. На самом деле самодельные открытки использовались не одно десятилетие. Им находили разное применение: дарили, подписывали как письма, украшали стены комнат, бараках, приклеивали в альбомы и на чемоданы. Эти нелегальные открытки отличались от отпечатанных в государственных типографиях, очень низким качеством. Одновременно они были более доступными и продавались в разы дешевле, чем открытки, выпускавшиеся официальными тиражами.

    В качестве оригиналов для поздравительных открыток использовались уже готовые постановочные фотографии разных размеров, сделанные в разных ателье, а также зарубежные печатные карточки, привезенные из разных стран, в том числе, из Германии. В ход также часто шли фотографии известных актрис и актеров. Весь этот разнообразный материал подвергался ретуши, фотомонтажу, печатался на плотной бумаге и, на завершающем этапе, будущую открытку раскрашивали вручную анилиновыми красителями сине-зеленого, красного и желтого цветов. Множество самодельных открыток продавалось на базарах, вокзалах, распространялись в поездах и на известных курортах Крыма и Кавказа. Их также часто называли “нелегалками” или “инвалидками”, так как их часто изготавливали именно люди с ограниченными физическими способностями, распространением на станциях или в вагонах поездов занимались глухонемые или слепые люди.

       

    Отправьте фото удобным вам способом

      Некоторые сюжеты на открытках советского нелегального фотоиздата, по мнению советских чиновников, были совершенно чужды идеологии СССР. Это было связано с тем, что в большинстве своем эти сюжеты были пересняты фотографами с иностранных открыток из Австрии, Германии, Англии, Франции, Финляндии, США и Польши. Но они привлекали советских граждан, так как не содержали пламенных советских лозунгов, которыми пестрили официальные советские открытки. Они были более человечными и душевными, позволяли передать нежные и теплые послания любимым людям.

      Несмотря на то, что эти открытки публично высмеивали, они становились только более популярными. Например, в известномсатирическом журнале «Крокодил» было напечатано несколько репродукций таких с целью их публично высмеять. Но читатели журнала аккуратно вырезали эти репродукции, использовали их для украшения, дарили, пересылали знакомым. Как писал М. Кундера в своей книге «Невыносимая легкость бытия»:

      «Чувство, которое порождает кич, должно быть, без сомнения, таким, чтобы его могло
      разделить великое множество. Кич потому не может строиться на необычной ситуации, он держится на основных образах, запечатленных в людской памяти: неблагодарная дочь, заброшенный отец, дети, бегущие по газону, преданная родина, воспоминание о первой любви». 

      Сегодня кустарные праздничные открытки эпохи СССР интересуют главным образом коллекционеров. Но они сыграли определенную роль в формировании духовной культуры послевоенного поколения советских людей.

         

      Отправьте фото удобным вам способом

        Кустарные открытки дореволюционной и советской эпох вызывают определенный интерес на рынке антиквариата. В особенности их любят ценители советского китча. Ценность старых открыток определяется состоянием, тиражом, художественной составляющей, годом выпуска. Если вы хотите продать антикварные кустарные открытки, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Наши специалисты помогут оценить их и предложат выгодную сумму выкупа. Вы можете заказать экспертную онлайн-оценку, прислав фото лицевой и оборотной сторон открытки, либо приехать в наш офис, где получите деньги наличными, либо переводом на банковскую карту.



        Похожие статьи
        Фарфор Lichte Porzellan: клейма по годам, клеймо Fine China Lichte 21.12.2022 в 05:38
        Золотые монеты Елизаветы Петровны: цены на рубли, червонцы, полтины, разновидности 12.12.2022 в 10:33
        Голландский червонец русской чеканки: зачем чеканили «лобанчик», отличия от дукатов 12.12.2022 в 09:55
        Фарфор Konitz: кружки и посуда, история фарфора Kahla-Konitz и клеймо по годам 20.12.2022 в 11:46
        Будянский фаянсовый завод: клеймо Буди по годам, фаянс и фарфор Буды, история 19.12.2022 в 05:14
        Полонский фарфоровый завод: клеймо, фарфор Полонского фарфорового завода, история 22.12.2022 в 07:04
        Сысертский фарфор: история фарфора Сысерти и клеймо Сысертского фарфорового завода по годам 26.12.2022 в 01:44
        Рижский фарфор: история Рижского фарфорового завода и каталог клейм RPR по годам 27.12.2022 в 06:36
        Фарфор Розенталь: клеймо по годам, антикварный фарфор Rosenthal 27.12.2022 в 07:37
        Фарфор Веймар: клейма по годам, история, фарфор Weimar Porzellan 29.12.2022 в 09:30