Полонский фарфоровый завод СССР (ПФЗ)




Raritetus
  1. История завода до 1917 года
  2. ПФЗ в советский и постсоветский период
  3. Клейма Полонского фарфорового завода

История фарфоровой промышленности Украины начинается с конца XVIII века и связана с открытием богатых залежей белой глины высокого качества – каолина. Первыми промышленниками были польские предприниматели, которые из уникального по составу сырья изготавливали фарфоровую массу. Прочность, белизна и прозрачность готовых фарфоровых изделий ценилась покупателями, в основном западными, ведь роспись осуществляли мастера в Польше.

По всей территории Волыни стали открываться небольшие фарфоровые заводы. Барановский, Городницкий, Довбышский, Коростенский и Полонский заводы начали работать еще до советского времени, а продолжили уже в 1920-е годы. Сначала использовали старые формы и материалы, а затем перешли к выпуску утилитарной массовой посуды с лаконичными формами и непритязательным оформлением. В 50-60-е годы к работе над дизайном и росписью приглашают работать профессиональных художников, тогда у каждого завода формируется неповторимый художественный стиль.

Расскажем историю одного из крупнейших предприятий - Полонского фарфорового завода в городе Полонное Хмельницкой области Украины.

Сервиз горошек
 

Яблочко

Отправьте фото удобным вам способом

    Полонский фарфоровый завод до 1917 года

    Город Полонное, один из древнейших на территории Волыни, неоднократно упоминался в исторических документах, а первое свидетельство о нем относится к X веку. На несколько веков Полонное перешел под власть Речи Посполитой, пока в XVIII город не вошел в состав Российской империи. Железнодорожное сообщение положило начало его развитию. К концу XIX века в Полонном проживало около 10 тыс. человек, были построены церкви, костел, синагога, работали школы и больница, развивалась торговля. В это же время появились упоминания о фаянсовом и фарфоровом заводе, которые были основаны местным предпринимателем А.С. Бахмутским еще в середине века. Одно из его предприятий впоследствии станет Заводом художественной керамики, который известен выпуском фарфоровых статуэток. Фаянсовое производство покупает фабрикант Моисей Шапиро в 1889 году, это будущий Полонский фарфоровый завод. Сначала у Шапиро трудится всего девять человек, но уже через три года численность возрастает в три раза. Свое внимание он сосредотачивает на выпуске фаянсовых изделий. Богатые залежи белой глины и спрос среди населения на недорогую посуду способствуют расширению дела. Фаянс отличается от фарфора по составу и цене. В фаянс наряду с глиной (каолином) входят шпат и кварц. Из-за того, что фаянс обжигают при более низких температурах, его структура становится пористой, не столь прозрачной, не отличается белизной, при постукивании не звенит. Фаянсовая посуда с толстыми стенками полностью водонепроницаема. Расписывать такую посуду цветной глазурью легко, она прочна и удобна в использовании.

    Чашки

    В 1897 году у предприятия уже новый владелец – Айзек-Фишель Зусман. Он также отдает предпочтение выпуску фаянсовой посуды, которая покупается намного лучше дорогого фарфора. Затем выбирает еще более узкую специализацию, и начинает производить санитарный фаянс. Завод Зусмана успешно работал и приносил прибыль вплоть до событий 1917 года.

    Советский и постсоветский период в истории Полонского фарфорового завода

    В сложный послереволюционный период и во время гражданской войны 1918-1922 гг. помещения завода пострадали, он был почти разрушен и бездействовал, на территории завода продавали скот. После национализации только в 1923 году возобновили производство. Предприятие с новым наименованием Полонский фарфоровый завод имени Профинтерна вошел в состав треста «Фарфор-Фаянс-Стекло». Запустили производство того же санитарно-технического фаянса, что и до революции. Под влиянием возрастающей потребности в недорогой домашней посуде фабрика к 1933 году возвращается к выпуску фарфоровых изделий, постепенно наладив ежегодный объем до семи миллионов штук. На предприятии трудятся заготовители фарфоровой массы, литейщики, формовщики, художники, работники цеха обжига. Полонские столовые сервизы, тарелки и чайные наборы становятся той самой хорошо всем известной простой яркой хозяйственной посудой для дома.

     

    Абстракция

    Наступает военное время, производство останавливается из-за военных действий на территории Хмельницкой области. Во время оккупации завод подвергся разрушениям. Предприятие пострадало, было принято решение о его восстановлении. Через два года после окончания войны завод вновь запускается, сумев вернуться к довоенным объемам.

    Необходимость в модернизации к 60-м годам ощущается острее, дальше использовать уцелевшее оборудование становится невозможно. Строительство новых цехов, установка туннельных печей и применение мазута в качестве топлива способствовало росту производства, теперь завод выпускает до 23 миллионов изделий в год. На Полонском фарфоровом заводе впервые опробовали применение шлифовочных аппаратов с содержанием синтетических алмазов. Их использовали для обработки донышка посуды, полученные результаты и успех вдохновили на применение этой технологии и на других заводах. Безкапсельный обжиг позволил экономить время и сократить трудозатраты. ПФЗ в это время - крупный производитель отрасли по изготовлению фарфоровых изделий, с высокой долей механизации и низким уровнем использования ручного труда.

    Чашка

    Художественный процесс на заводе начинался с создания мастером новых образцов изделий, которые перед внедрением в производство, утверждались художественным советом. Копия-эталон с авторского образца передавалась в живописный цех для поточного производства. Обычно это были недорогие модели с ярким декором, простыми формами, нужно было наладить массовое производство посуды.

    Сервиз цветок

    Но художники также разрабатывали и выставочные изделия. Здесь ценился творческий подход, создание уникального живописного декора, оригинальной формы. Постепенно завод внедряет в производство помимо массовой посуды серийные высокохудожественные образцы, это было затратно, но таким образом повышался художественный уровень фаянсовых изделий. Многие авторские работы - вазы, конфетницы, декоративные тарелки, чайные и кофейные сервизы участвовали в выставках, завоевывая громкую славу для завода. Такие образцы старались хранить в музее при фабрике. Но, к сожалению, многие экспонаты к настоящему времени уже утрачены.

    ВАза

    Отправьте фото удобным вам способом

      Одним из известных скульпторов Полонского фарфорового завода был Виталий Горолюк. Он пришел работать на Полонский завод после войны и был зачислен скульптором-художником формовочного цеха, а затем переведен в цех художественной отделки, где и разрабатывал новые изделия. За период работы на Полонском фарфоровом заводе В. Горолюк создавал уникальные произведения – юбилейные и декоративные вазы, подарочные чашки и сервизы, наборы для напитков, туалетные наборы, сувениры.

      Юбилейная ваза

      Кофейный сервиз Виталия Горолюка в росписи М. Осиповой «П-2» был первым экспонатом ПФЗ на международной выставке в Брюсселе в 1958 году. На следующий год на выставку в Марсель отправили смоделированную Горолюком декоративную вазу в отделке К. Кравченко.

      Горолюк разрабатывал не только вещи бытового назначения. Творческое самовыражение он находил в создании скульптуры, памятных изделий к знаменательным историческим датам. Он обращался к востребованным в то время темам: спорт, народный танец, дружба народов, детство, прославление труда и советского образа жизни. Для полонского завода В. Горолюк создал около двадцати работ. Декоративные изделия практически не шли в массовое производство. Сегодня фарфор работы Виталия Горолюка является коллекционной редкостью.

      Среди ранних работ 1948-1950 гг, выполненных для Полонского завода - «Конькобежец», «Танцовщица». По пластике фигур чувствуется, что мастер еще искал свой стиль, работал над сложными ракурсами и изображением движения тела. Горолюк развивает популярную в то время тенденцию повествовательности в скульптуре. По заказу руководства к выставкам он создает скульптуры «Колхозницы» и «Сталевары», прорабатывает детали, уделяет внимание эмоциональной живости и естественности движений, создавая патриотичные образы советских рабочих. В 1950-1960 годы в произведениях скульптора наблюдается тенденция к обобщению формы, уход от украшательства и излишнего декора. В это время он создает фарфоровую статуэтку на тему детства «Девочка с собачкой», лаконичную фигурку «Продавец апельсинов». Сегодня эти работы представляют музейную редкость.

      Шахтер

      В 1960-м году Горолюк уходит с Полонского фарфорового завода. Его творчество составило кратковременную и интересную часть истории изготовления скульптуры на Полонском заводе. Поскольку Полонский фарфоровый занимался преимущественно выпуском посуды, для производства малой пластики нужно было открывать отдельную линию. Это было нецелесообразно, так как в Полонном уже работал Завод по производству художественной керамики.

      В 1975 году образуется крупнейшее на Украине производственное объединение «Фарфор», в которое вошли Полонский фарфоровый завод и Полонский завод художественной керамики (ПЗХК). На заводе художественной керамики, который славился малой пластикой и специализировался на фарфоровых фигурках, воплотились лучшие традиции советского фарфора.

      На полонском фарфоровом заводе главным художником в 70-е-80-е годы работал скульптор Николай Козак. Среди его лучших фарфоровых сервизов - «Невеста» (1971), детский набор «Музыканты» (1974). Чайно-кофейный сервиз «Олимпийский» неоднократно экспонировался на выставках, сегодня хранится в Хмельницком краеведческом музее. Над созданием росписи по формам Козака работает его жена Зинаида Олексенко. Плавные линии, богатство цветовой гаммы, точный мазок и декор в её работах подчеркивают форму, превращая изделия в художественные произведения. Одна из лучших работ супругов - фарфоровый штоф «Песни Украины». Набор хранится в Национальном музее украинского народного и декоративного искусства. Изысканная форма, утонченная красивая роспись раскрывают мир украинской лирической песни, которая отражает глубину народной души. В декоре читаются названия любимых украинских песен.

      Песни Украины

      Чайный и кофейный сервизы «Серенада», созданные в конце 80-годов, стали визитной карточкой Полонского фарфорового завода. Впервые в стране полонский завод применил для декорирования поливу черного цвета. Сервиз украшен золотом с очаровательным узором из лесных цветов. 

      Серенада

      С 1986 года Николай Козак занимался внедрением метода комбинированной отделки в живописном цехе. На первом этапе изготавливали контурную часть рисунка в один цвет в деколе, после закрепления краски в муфельной печи рисунок дорисовывался вручную красками и золотом и снова подвергался обжигу.

      Расширение ассортимента, переход на местное сырье, создание уникальных изделий ручной работы позволили заводу функционировать до 2000-х годов. К выпуску массовой продукции добавили изготовление предметов лепкой, ажурным плетением и декор цветными глазурями. Сервизы Полонского фарфорового завода отличает яркий декор в сочетании с золотом. Крупные простые элементы рисунка, сочные цвета создают настроение праздничного чаепития. Роспись кобальтом придает фарфоровой посуде элегантный классический вид.

      Кобальт

      В 1995 году предприятие акционируют. К 2008 году экономическое положение Полонского завода меняется. Украина вступает в ВТО, увеличивается импорт недорого фарфора в страну, растет конкуренция. Финансовый кризис, повышение цен на газ увеличивают задолженности предприятия, в июне этого же года один из старейших фарфоровых заводов Украины останавливает производство. В 2011 году, после признания предприятия банкротом, заводское имущество распродают на аукционе. Полонский фарфоровый завод прекращает свое существование.

       Клейма ПФЗ по годам

      Клеймо позволяет определить год и место создания фарфорового изделия. На Полонском фарфоровом заводе было несколько видов маркировки. Ранние клейма содержали наименование города «Полонне» на украинском языке и аббревиатуру УФТ или УФФ. В 1960-70-х годах клеймо представляет собой вензель из букв. Последующие десятилетия на клейме изображается стилизованная буква «П».

      клеймо     Клеймо


      Если у Вас сохранился Полонский фарфор и Вы желаете его продать, обратитесь к экспертам по антиквариату компании «Raritetus». Специалисты проверят клеймо, оценят сохранность по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вы получите профессиональную оценку, Вам предложат выгодную сумму выкупа.

      Отправьте фото удобным вам способом



        Похожие статьи
        Кустарные открытки Российской империи и советские кустарные открытки СССР 22.12.2022 в 12:43
        Фарфор Lichte Porzellan: клейма по годам, клеймо Fine China Lichte 21.12.2022 в 05:38
        Золотые монеты Елизаветы Петровны: цены на рубли, червонцы, полтины, разновидности 12.12.2022 в 10:33
        Голландский червонец русской чеканки: зачем чеканили «лобанчик», отличия от дукатов 12.12.2022 в 09:55
        Фарфор Konitz: кружки и посуда, история фарфора Kahla-Konitz и клеймо по годам 20.12.2022 в 11:46
        Сысертский фарфор: история фарфора Сысерти и клеймо Сысертского фарфорового завода по годам 26.12.2022 в 01:44
        Рижский фарфор: история Рижского фарфорового завода и каталог клейм RPR по годам 27.12.2022 в 06:36
        Фарфор Розенталь: клеймо по годам, антикварный фарфор Rosenthal 27.12.2022 в 07:37
        Фарфор Веймар: клейма по годам, история, фарфор Weimar Porzellan 29.12.2022 в 09:30
        Фарфор Volkstedt: клейма по годам, история фарфора Фолькштедт, статуэтки и сервизы 29.12.2022 в 10:43