Хохломская роспись




Raritetus
  1. История промысла
  2. Развитие хохломского промысла
  3. Цвета росписи
  4. Элементы и мотивы
  5. Технология росписи
  6. Секреты хохломской росписи
  7. Изделия с хохломой

История хохломы – это история о том, как стремление к красоте превратило изготовление простой деревянной посуды в народный промысел, завоевавший мировое признание. Восхищение дорогой золотой посудой вдохновило русских мастеров на изобретение уникального способа «золочения» дерева. Талантливые художники по росписи воплотили в великолепных орнаментах и узорах любовь к родной природе, создавая праздничную жизнерадостную и нарядную посуду. О хохломском промысле, истории создания, мотивах и элементах живописи читайте в нашей статье.


Набор посуды. Хохлома

Отправьте фото удобным вам способом

     История хохломского промысла

    О важной роли и значимости деревянного промысла в Древней Руси свидетельствуют археологические находки начиная с X века. Из дерева строили дома, обустраивали их деревянной мебелью, наполняли деревянной утварью. Помимо бытовой посуды мастера по дереву для княжеских пиршеств изготавливали красивые чарки, блюда, кувшины. Они были окрашены киноварью, покрыты золотом. Такая посуда смотрелась богато и торжественно. Она послужила прообразом для деревянной посуды с росписью «под золото», которая получила название «хохлома».

    Старинная русская расписная деревянная чаша

    Об истории зарождения хохломы есть несколько версий. Считается, что окраску посуды, имитирующую роспись золотом освоили на левом берегу Волги в селах Нижегородского уезда в 17 веке. Связывают развитие этого направления со старообрядцами. После церковного раскола многие старообрядцы, владеющие секретами живописи по дереву, имитацией золочения, спасаясь от преследований, стали селиться в деревнях Заволжья, по берегам реки Керженец. Они занимались украшением книг, росписью икон. Для получения «золотого» покрытия использовали серебряный порошок, который покрывали льняным маслом - олифой и затем обжигали. В свою очередь, токарное дело, связанное с обработкой дерева, изготовлением крестьянской утвари было традиционным промыслом жителей Заволжья. Соединение двух ремесел послужило источником рождения хохломского промысла. Так сначала небольшими партиями стали делать красивую посуду, которую дарили почитаемым гостям, украшали стол на торжества.

    Хохломские чашка и ложка

    По другой версии, искусство «позолоты» дерева возникло в нижегородских селах около 1650-х годов, до появления старообрядцев. Посуду окрашивали оловянным порошком, цена которого была высока. Приобрести такие предметы мог позволить не каждый. Троице-Сергиева Лавра была тем местом, где умельцы овладевали мастерством, а также Лавра выступала заказчиком праздничных чаш и ковшей, оплачивая оловянный порошок.

    Распространение и популярность хохломского промысла

    Возникший как подражание дорогой позолоченной посуде, хохломской промысел получил широкое распространение и невероятную популярность, сохранившуюся и до нынешних дней. Торговые пути нижегородских земель, леса, богатые древесиной благоприятствовали развитию искусства хохломы. По сведениям газет середины XIX века в десяти деревнях Семеновского уезда изготавливали в год около миллиона изделий, в соседней Костромской губернии среди деревень, занятых промыслом, были и те, которые перестали сеять хлеб, а жили на доход от ремесла. Создавали расписные чашки, ложки, а также всевозможные расписные бочонки, братины и прочую утварь. Расписная мебель семьи Красильниковых из деревни Бездели славилась далеко за пределами региона. Село Хохлома в Семеновском уезде, становится торговым пунктом, куда стекались товары из близлежащих сел и где продавалась расписная деревянная посуда. Несмотря на то, что посуду делали в разных деревнях, свое название «хохлома» получила от этого крупного ярмарочного центра, в котором ее продавали.

    Братина. Хохлома

    XIX век приносит интерес к хохломе как явлению художественной культуры. Возрастает внимание к народным традициям, образцам декоративно-прикладного искусства, ремеслам. Возникает понятие «Русский стиль». Изделия в национальном стиле участвуют во Всероссийских и международных выставках. Хохломская посуда получает первую премию на выставке в Париже, к ней проявляет интерес императорская семья. Такие обстоятельства содействуют успеху хохломы за рубежом, поступают заказы на «золотую посуду» из многих европейских стран, Индии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Китая.

    Первая мировая война, последовавшая за ней Революция и Гражданская война вызвали упадок производства в области народных промыслов, из-за отсутствия заказов многие мастерские были закрыты. Поддержку кустарной промышленности оказала новая власть. В 1918 году в Семенове была открыта школа по обучению мастеров, которая объединила разрозненных кустарей в единый центр. Благодаря этому удалось оживить производство.

    Кустарное дело. Хохлома

    В 1920-1930-е годы промысел возрождается. Молодые художники перенимали опыт старых мастеров – Юзикова, Красильниковых, Распопина. Им удалось переосмыслить традиции, вдохнуть второе дыхание в привычные образцы. Появились оригинальные узоры, сочетающие разные варианты старинного письма, включали изображения птиц, содержание стало более эмоциональным и богатым. С 1960 года работает предприятие «Хохломская роспись», создается фабрика «Хохломской художник». Они и сейчас работают в городе Семенов.

    Панно декоративное. Хохлома

    Следующие десятилетия ознаменованы творческими экспериментами, открываются лаборатории, расширяется ассортимент. Новые предметы создают с учетом современной городской жизни. Появились своеобразные виды живописного письма, к предметам сувенирной продукции добавили украшения интерьера - панно и декоративные вазы. Наладили выпуск детской мебели, журнальных столиков, яркая обстановка создавала жизнерадостную атмосферу дома.

    Детская мебель под хохлому

    На выставках в Канаде, Японии и Франции хохлома завоевывает награды и дипломы, принося известность русскому народному промыслу. С 1992 года производство «Хохломской росписи» расширяется. В Семенове изготавливают знаменитую русскую матрешку, работает мастерская миниатюры, живописный участок. Золотую хохлому Семенова знают и любят во всем мире, она становится символом русского народного творчества.

    Отправьте фото удобным вам способом

      Основные цвета хохломы

      Удивительно, но столь жизнерадостное соцветие, золотой огонь хохломы, вызывающий восхищение создан с помощью минимальной палитры. Всего три главных цвета – красный, черный и золотой, пламенная триада цветов счастья. Наряду с основными цветами есть дополнительные – коричневый, зеленый, желтый. Допустимы белый, оранжевый, голубой и изумрудный.

      Черный цвет - самый выразительный, создает контраст, на его фоне наиболее ярко проявляются остальные цвета. Красный цвет издревле был символом красоты. Это цвет счастья, он задает радостный тон и праздничное настроение композиции. Золотой цвет – цвет солнца и огня, цвет благополучия, богатства, изобилия. Расписная хохлома несет жизнеутверждающий заряд энергии, процветания, достатка, поэтому столь любима не одно столетие.

      Хохломская роспись. Основные цвета

      Элементы и мотивы узоров хохломы

      Элементы орнаментов, мотивы растительных узоров хохломы имеют крепкую связь с древнерусской декоративной культурой. В своей основе они были созданы под влиянием орнаментов икон и фресок, витиеватых украшений рукописей, заимствованы элементы образцов древнерусской крестьянской утвари, вышивки, ткачества и резьбы. В народном творчестве отражена душа русского народа, с почитанием к природе и благодарностью к ее щедротам, тягой к красоте, праздничности, яркости.

      Самый запоминающийся и любимый орнамент с момента зарождения хохломы - «травный». Обычно он используется при верховой росписи. «Верховое» письмо, одно из ранних направлений хохломской росписи. Появилось из Поволжских традиций свободных кистевых росписей. Мастер наносит декоративную роспись - витиеватый, ажурный орнамент с травами - осокой, луговиком, колосками и ягодками поверх золотистого фона. В орнамент могут включать «древко», по стволу которого вьются крупные цветы и листья с усиками и завитками. Орнамент позволяет дать волю фантазии и творческому вдохновению хохломского художника. «Верховая» роспись выглядит легко и воздушно, будто изливая золотое сияние.

      Совочек для муки. Конец XIX нач. XXв.

      Верховая роспись «под листок», «под ягодку» отличается стилизованными растительными формами. Здесь применяют крупные мазки, листья меняют форму, превращаясь из острых в округлые. По живописному полотну располагаются гроздья винограда, ягоды земляники, смородины, рябины. Эта живопись многоцветнее, в ней присутствует зелень листвы, в колористическую гамму добавляют желтый и коричневый. Роспись «под ягодку» фантазийна, разнообразна, красива.

      Поставец. Роспись "под листок"

      Следующий вариант верховой росписи называется «пряник». Таким орнаментом часто декорируют внутреннюю поверхность чашек и блюдца. Он представляет собой геометрические формы – ромб или квадрат, в центре находится солнце. По краям часто разбросаны мелкие элементы, что создает ощущение движения композиции.

      Роспись "пряник"

      Для «фоновой» росписи, возникшей в 19 веке, характерны иные декоративные принципы. Сначала на «золотую» поверхность изделия наносится контурный рисунок. Оставшееся вокруг пространство заполняют черным или красным фоном. Этот процесс очень трудоемкий, он исключает импровизацию, так как основная задача – оформить рисунок с максимальной точностью. Такие работы были дорогими, делались на заказ, преподносились как подарок. Фоновая роспись менялась, обретая более лаконичные и торжественные черты. Постепенно исчезали белила, подчеркивающие объем, красочная гамма стала более скупой и сосредоточилась на трех цветах – черном, красном, золотом. Эти краски не выгорали при закалке, придавали посуде нарядный и праздничный вид. В конце 19 века получила распространение мебель, украшенная хохломой, особенно красиво смотрелись детские гарнитуры с волшебными золотыми птицами и цветами.

      Роспись "фоновая"

      В фоновой росписи под названием «кудрина» доминирует контурная линия. Для росписи характерны рисунки в виде ковра из завитков, узорных листочков, цветов и ягод.

      Роспись "кудрина"

      Отправьте фото удобным вам способом

        Как создают хохлому

        Процесс создания хохломских изделий состоит из нескольких этапов.

        Создание заготовки. На первом этапе мастер обрабатывает просушенные деревянные заготовки (в основном из липы, осины или берёзы), удаляет излишки древесины и шлифует, таким образом, придает изделию нужную форму. В народе этой работе дали название «бить баклуши». Неокрашенную заготовку называют основой или «бельем».

        Обработка вапой. Основу изделия покрывают очищенной жидкой глиной с добавлением мела – «вапой» и оставляют сохнуть на восемь часов.

        Покрытие олифой. От качества покрытия олифой (это вареное растительное, льняное или конопляное масло) будет зависеть хорошо ли ляжет роспись. Всего слоев олифы наносится четыре.

        Лужение. Следующий этап - лужение. Посуду при помощи кожаного тампона покрывают серебром или оловом. На современном производстве для покрытия используют алюминиевую крошку. Изделие приобретает бело-зеркальный цвет и его можно расписывать.

        Роспись. Хохлома расписывается красками из натуральных красителей. Используют сажу, киноварь, охру. В цехах по росписи уставлены низкие стулья и столы, чтобы художницам было удобнее расписывать изделия, ведь они это делают, не опираясь на поверхность. Предмет фиксируют на колене левой рукой, таким образом, его можно наклонять и вращать. Ручная роспись уникальна, рисунки, выполненные художниками, никогда не повторяются.

        Лакировка. После росписи следует покрытие специальном лаком в несколько слоев.

        Закалка. Финальным этапом является обжиг в печи, которую раскаляют до 160–180 градусов. После обжига цвет основы становится медово-золотистым.

        Изготовление хохломы

        Искусство хохломской росписи

        Выбор орнамента, способа украшения зависят от формы и назначения предмета. Несложным травным орнаментом украшали недорогие миски для повседневного использования. Хохломской художник пользовался трафаретом из фетра или пористой губки, обмакнув его в красную или черную краску наносил спирали, ромбики, кружочки создавая определенный ритм рисунка. Просветы заполнял легкими мазками, гармонично наполняя пространство. Роспись радовала глаз нарядностью и яркими красками. Чем крупнее форма предмета, тем более объемным будет рисунок, например, розетка в обрамлении геометрических фигур с закруглёнными углами. На деревянных изделиях цилиндрической формы предпочитали рисовать вьющиеся снизу доверху побеги. Чем ниже высота, тем интенсивнее становилось движение орнамента. Высокие предметы расписывали мягкими свободно заполняющими поверхность волнистыми линиями и растительным орнаментом.

        Ваза. Хохлома

        Хохломской художник обладает неистощимой фантазией и собственной манерой, выработанной за годы творчества. Каждый рисунок – это искусная, следующая за формой импровизация, ритм которой меняется. Узоры наносятся то энергичными смелыми движениями, то легкими и плавными. Мастер ведом желанием создать необыкновенную красоту, диковинные и причудливые узоры, которые создадут хорошее настроение.

        Интересные изделия с хохломой

        Традиционными изделиями с хохломой на протяжении уже более трехсот лет являются резные ложки, миски, блюда, солонки, кружки. Посуду ценят не только за великолепный «золотой» наряд, но и за практичность. Благодаря стойкому лаковому покрытию, предметы можно использовать в быту, они экологически чистые, в них можно хранить продукты.

        Хохлома своим ярким декором и самобытным красивым орнаментом заслужила признание дизайнеров. Для украшения дома выпускают кашпо, декоративные вазы, подсвечники, шкатулки и даже часы. Оригинально смотрится сочетание старины и современности, когда в интерьере кухни, детской комнаты присутствует мебель, расписанная под хохлому.

        Часы. Автор Торопов П.В.

        Познакомиться с произведениями мастеров хохломы можно в музее города Семенов. Под хохлому расписывают большие столовые сервизы, самовары, разнообразную посуду. Для одной из выставок умельцы расписали трон, также среди экспонатов присутствует камин. Оригинальный набор шахмат под хохлому выполнил художник Торопов. Создают картины, коллажи. Работает на фабрике иконописная мастерская, поступают заказы на изготовление алтарей, киотов. Традиции хохломского промысла продолжают жить и сегодня. Хохломскую роспись ценят как уникальное явления национальной культуры.

        Самовар с хохломской росписью


        Если Вы желаете продать хохломские изделия, обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят предметы по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.

        Отправьте фото удобным вам способом



          Похожие статьи
          Фарфор Кольдиц из ГДР: клеймо Colditz, история, цены на сервизы и посуду Кольдиц 21.04.2023 в 10:20
          Посуда Cmielow: клеймо по годам, история фарфора Cmielow, Польша, изделия 18.04.2023 в 06:40
          Фарфор «Коралл»: история бренда, клейма на посуде фирмы «Коралл», продукция 18.04.2023 в 07:40
          Фарфор Moritz Zdekauer: клеймо по годам, история фарфора Мориц Здекауэр 03.04.2023 в 11:50
          Krupp Berndorf: клейма BMF и A. Krupp Berndorf по годам, история Берндорфской фабрики 03.04.2023 в 01:15
          Режевской механический завод: история и клейма РМЗ по годам, столовые приборы РМЗ 21.05.2023 в 11:32
          Фарфор из ГДР Eisenberg Special Porcelain: клеймо SEP на фарфоре Айзенберг 21.05.2023 в 11:06
          Кисловодский фарфор: клеймо Кисловодского фарфорового завода, история, изделия 21.05.2023 в 09:36
          Фарфор Krautheim (Краутхайм): клеймо, история Krautheim Selb Bavaria, изделия 21.05.2023 в 08:49
          Таллинский ювелирный завод: клеймо Таллинского ювелирного завода, изделия, история 21.05.2023 в 10:36