Каргопольская игрушка




Raritetus
  1. История возникновения каргопольской игрушки
  2. Чем особенна каргопольская игрушка
  3. Типология каргопольской игрушки
  4. Создание и роспись каргопольских игрушек
  5. Знаменитые мастера-игрушечники

Игрушечные промыслы в разных частях разных областей Древней Руси имели очень большое значение, были неотъемлемым элементом быта, культуры, фольклора, играли большую роль в воспитании детей. Они представляли собой уменьшенную модель окружающего малышей мира, учили их доброте, аккуратности и усидчивости. Детей приучали следить за игрушками и очень бережно к ним относиться, ведь они зачастую были очень хрупкими. Чаще всего игрушки были деревянными, глиняными, тряпичными, также использовали солому, паклю, шишки и желуди. Фигурки имели формы людей, животных или фантастических, сказочных созданий. Их расписывали яркими красками, «наряжали» в разноцветные костюмы. До наших дней дошло много глиняных игрушек из самых разных уголков России. Сегодня древнерусские игрушки украшают экспозиции тематических музеев, хранятся в частных коллекциях, а во многих регионах России потомки каргопольских игрушечников продолжают создавать и расписывать фигурки, бережно храня традиции своих предков.

Каргопольская игрушка представляет собой разновидность гончарного старинного промысла. Глина издавна была одним из самых распространенных материалов для изготовления игрушек, посуды, свистулек. Если неподалеку от города, села или деревни обнаруживались залежи глины, то это часто определяло род занятий жителей. В зависимости от цвета глины игрушки могли целиком покрывать росписью или добавлять лишь некоторые детали.  Качество добываемой глины влияло на детальность лепки – чем хуже была глина, тем сложнее было создавать мелкие детали.

Заставка. Игрушка каргопольская "Мужик на санях", глина, лепка, роспись, г. Каргополь, Архангельская область, СССР, 1960-1980 гг.

   

Отправьте фото удобным вам способом

    История каргопольской игрушки

    Гончарное производство каргопольской игрушки берет начало в городе Каргополе Архангельской области, где в период с осени до весны, когда работы в полях прекращались, местные мастера занимались изготовлением посуды из красной глины, добываемой неподалеку: они делали горшки, глиняную посуду. Каргопольская глиняная посуда была очень качественной, пользовалась большим спросом.  Из остатков глины в свободное время гончары лепили свистульки, фигурки, людей и животных для своих детей. Первые игрушки украшали тем, что было под рукой - золой, сажей и известью. 

    Часто к созданию игрушек привлекались все члены семьи: мужчины занимались лепкой, женщины росписью. Так как они знали толк в кройке, шитье, вышивании, то понимали, как выглядят разные фасоны женской и мужской одежды, могли изобразить ее наиболее реалистично, а также учитывали самобытность нарядов, изображая привычные орнаменты и цвета.  Дети, которые проявляли художественные способности, тоже становились подмастерьями – они занимались подготовкой глины, им доверяли побелку и сушку гончарных изделий.

    Каргопольский игрушечный промысел изучен очень мало, упоминаний о дореволюционных мастерах практически не сохранилось. Это произошло в большей степени потому, что доля игрушек в общем объеме гончарного производства Каргополя была очень мала. Несмотря на то, что до Революции велись очень подробные отчеты о масштабах гончарного дела, о продажах и прибыли, но данных о глиняных игрушках там нет. Хотя традиционные каргопольские игрушки сегодня представляют собой очень большой интерес для исследователей древнерусского фольклора, быта и культуры, не представляется возможным назвать имена конкретных мастеров, создававших фигурки до начала XX века. Более того, таких дореволюционных фигурок в музеях сохранилось крайне мало – как и посуда, глиняные человечки и животные предназначались для детских игр, часто бились или терялись. 

    В начале XX века глиняные игрушки и вовсе утратили популярность, количество каргопольских гончаров сильно сократилось, глина постепенно была заменена на более современные материалы. Лишь несколько мастеров продолжали создавать фигурки, сохраняя секреты предков и передавая их свое мастерство из поколения в поколение. Одним из таких мастеров был Иван Васильевич Дружинин, потомственный гончар. Его игрушки, которые он создавал в 30-е годы XX столетия сегодня считаются примером «классического» каргопольского игрушечного промысла. Его фигурки по сей день хранятся в музеях игрушки по всей стране.

     Игрушка каргопольская "Кадриль", глина, лепка, роспись, г. Каргополь, Архангельская область, СССР, 1960-1980 гг.

    Особенности каргопольской игрушки

    Внешне у каргопольских игрушек есть определенные отличия, которые позволяют не спутать их с другими промыслами. Глиняные игрушки Каргополя внешне были достаточно грубыми и очень простыми по технике лепки. У фигурок отсутствовали тщательно проработанные мелкие детали, сами тела и лица были плоскими. Такая архаичность напоминала древние скульптуры из валунов – каменных баб. Очень часто на поверхности глины оставались следы грубой лепки и даже не заглаженные отпечатки пальцев гончара. Традиционно каргопольскую игрушку сперва полностью покрывали белилами, а затем росписью, но без глазури. Из-за этого краски выглядели достаточно приглушенно. Роспись лиц была очень условна – глаза и рот обозначались еще на этапе лепки, затем глаза изображались черным, а рот красным у мужчин, и у женщин. Нос выполнялся щипком. Фигурки мужчин чаще были бородатыми – борода лепилась сразу вместе с головой, а в росписи она обозначалась черными штрихами. Игрушки, изображающие женщин, мастера наряжали в нарядные платья и платки, а мужчины носили шляпы. Фигурки обязательно украшали узором - в качестве декора на одежде у людей, а на фигурки животных орнамент наносился на рога или тело. В росписи сочетались овалы, круги, кресты, пятна, напоминающие древние орнаментальные мотивы. Круги, кресты, кольца — символы солнца; линии – земля; волнистые линия — вода; точки и овалы — зерно; вертикальные полосы — вспаханная земля. 

    Игрушка каргопольская "Дед с собакой", глина, лепка, роспись, г. Каргополь, Архангельская область, СССР, 1960-1980 гг.

     

    Типология каргопольской игрушки

    За время существования каргопольского промысла сложилась определенная типология фигурок. Были и другие герои древнерусских легенд -  двухголовый конь или птица Сирин. Условно традиционные сюжеты можно разделить на два типа: архаичные, например, мифические существа, и сюжетные -  «Тройка», «Репка», «Мужики на рыбалке». Создавали и животных, настоящих и вымышленных. Самый известный каргопольский персонаж - полуконь-получеловек Полкан. 

    Берегиня

    Образ женщины был очень важен в фольклоре древних народов. Самый известный образ – «Берегиня». Это образ матери – сырой земли. Земля для крестьянина была живым существом, а от ее плодородия зависела жизнь целых поселений. «Берегиня» олицетворяла эту землю. В глазах простых людей она была она чистой и светлой, поэтому фигурки глиняных каргопольских «Берегинь» окрашивались белой краской. Вариантов изображения было несколько: чаще всего это был образ женщины с воздетыми к небу руками. Иногда в каждой из них она держала птиц «тетерок» - они олицетворяли приход весны и тепла, которые прогонял зимнюю стужу и сулил новый плодородный сезон. «Берегиня» также могла изображаться с обнаженной грудью (отсылка к палеолитическим Венерам и богиням плодородия), но в игрушечном промысле это встречалось реже.

    Берегиня с двумя птицами

     

    Полкан

    Сейчас слово «Полкан» ассоциируется у нас с распространенной собачьей кличкой,. В Древней Руси Полкан был огромным и добрым богатырем, защитником людей от сил зла. Внешне древнерусский герой напоминал кентавра или, как его называли в России, -  китовраса. Это наполовину бравый воин  с густой бородой и наполовину конь. Полкан с изображением  солнца на груди -  это образ бога Солнца. Полкан был не только игрушкой, но и оберегом. Считалось, что этот мифический воин не только защищает детей и дом от злых духов, но и благоволит хорошему урожаю. Чаще всего гончары лепили Полкана в одежде воинов или в праздничной рубахе и с солнечным знаком на груди. Его обязательными атрибутами были борода и грибообразная шляпа. Лицо у Полкана всегда было доброе, румяное – даже маленькие дети не боялись играть с могучим богатырем.

    Игрушка каргопольская "Полкан" (русский народный промысел), глина, роспись, Архангельская область, СССР, 1970-1990 гг. Иcточник изображения: monetnik.ru

       

    Отправьте фото удобным вам способом

      Тянитолкай

      Еще один характерный персонаж каргопольских мастеров-игрушечников – мифический конь о двух головах Тянитолкай. Традиционно дну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый. Часто на спине двуглавого коня сидел всадник, которому предстояло сделать нелегкий выбор - светлые и темные силы стараются перетянуть его на свою сторону. ведь в такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Образ Тянитолкая часто встречался в вышивке и орнаментах, поэтому его воплощение в глине не было новинкой. Для детей лошадку раскрашивали и в другие цвета – голубой, желтый красный, украшали ее геометрическими и цветочными узорами. Грива двуглавого коня изображалась как и борода у мужчин – черными или разноцветными штрихами.

       Игрушка каргопольская "Тянитолкай" (русский народный промысел), глина, роспись, Архангельская область, СССР, 1970-1990 гг.

      Птица Сирин

      Мифическая птица Сирин с головой женщины – один из самых популярных образов древнерусского фольклора. Разумеется, он нашел отражение и в каргопольской игрушке. В древних русских поверьях Сирин считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве. Эту легенду смогли воплотить каргопольские мастера, так как делали свистульки в форме мифических птиц. Стоило подуть в отверстие, и раздавался веселый перелив. Чаще всего птица Сирин изображалась с распростертыми крыльями, на голове у нее был богато расписанный кокошник, а на шее – украшения.

      С. Дружинин. Птица сирин. Игрушка-свистулька. Глина. 1968 г. Село Печниково, Архангельская обл

      Животные

      Каргопольские мастера лепили не только фигурки людей, но и животных. Это могли быть либо обычные животные, либо очеловеченные фигурки – одетые в штаны и рубахи, с гармошками или другими предметами в руках. Самыми распространенными были образы медведя, лося, барана, коня, собаки или волка. Они были выбраны не случайно – разные животные были символами плодородия, благополучия, здоровья в семье. Цвета росписи тоже имели особое значение, и каждая игрушка, в зависимости от формы или цвета, хранила в себе целый ряд магических свойств. Фигурки птиц использовали для создания глиняных свистулек – чаще всего это были петухи и утки «утушки» и «тетерки», раскрашенные в яркие солнечные цвета и украшенные орнаментами и узорами.

      Глиняная игрушка "Козел", глина, ручная роспись, Каргопольская игрушка, СССР, 1970-1990 гг.

      Люди

      Конечно, самыми популярными персонажами были простые люди. Но, в отличие от дымковской игрушки с яркими барынями и купцами,  в каргопольском глиняном «народце» преобладали крестьянские типы: женщины с корзинками, детьми или птицами на руках, с лепешками на тарелочках; бородатые мужички — пахари и сеятели, кузнецы и охотники, гармонисты и балалаечники. Мужчины были наряжены в нарядные рубахи и лапти, а женщины – в пышные юбки и сарафаны с узором по подолу,  вышитые блузки, платки и кокошники. 

      Игрушка каргопольская «Женщина, качающая ребенка в люльке», глина, лепка, роспись, г. Каргополь, Архангельская область, СССР, 1960-1980 гг. 

      Бытовые сюжеты

      Примеры более современной каргопольской игрушки, создававшиеся мастерами в  XX веке, были больше приближены к реальной жизни простых людей. В глине мастера изображали события, которые происходили с ними и их соседями: рыбалка, праздничные гулянья, прогулки по лесу. Очень популярным сюжетом были катания на санях. В них могли сидеть члены семьи, влюбленные пары, веселые компании и даже животные. Такие игрушки представляли собой целые композиции и очень высоко ценились, ведь они имели много интересных деталей, красочную роспись, позволяли детям создавать целый мир в игре.  


         

      Отправьте фото удобным вам способом

        Технология изготовления и росписи каргопольской глиняной игрушки 

        Традиционную каргопольскую игрушку создавали из небольшого цельного куска красной глины. Мелкие налепные детали были большой редкостью и практически не использовались. Мастера-гончары создавали фигурки только руками и не использовали специальные инструменты (только глаза и рот прочерчивали тонкой палочкой).

        Процесс изготовления каргопольской глиняной игрушки

        Сперва мастер тщательно проминал глину руками, выбирал из нее комки, мелкие камни, чтобы поверхность фигурки была гладкой, а камешки не испортили фигурку при обжиге.

        Лепили фигурку частями: сперва торс с головой, затем ноги или юбку-колокол, руки, головной убор. Торс соединяли с юбкой, две руки-колбаски сдавливали, сгибали калачиком, и присоединяли к торсу. В последнюю очередь лепили головной убор – шляпу или кокошник. Затем добавляли более мелкие детали – это могли быть предметы, которые глиняные человечки держат в руках.

        Слепленную глиняную игрушку оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать все неровности и придать конечную форму.

        Следующим этапом фигурки просушивали, а затем обжигали в специальной печи.

        До конца XIX века каргопольские игрушки практически не покрывали цветной росписью. Эти фигурки украшали так называемым «обварным» методом, когда сразу сразу после обжига глиняную фигурку погружали в густой мучной раствор – «болтушку». В дальнейшем этот этап сохранился, но игрушки помещали уже  не в муку, а в известь – «забеливали». Именно поэтому краски, которыми в дальнейшем расписывали глину, выглядели приглушенными и более пастельными. Их изготавливали из природных красителей: зелёную краску получали из растений и травы, жёлтую – из яичного желтка, красную – из тертого кирпича.  По белому грунту первоначально игрушки покрывались цветом, а затем простой росписью из сочетания полосок, штрихов, ромбов, крапинок. Иногда роспись шла сразу по белому фону. Чаще всего это были символы, которые несли определенное значение - богатство, плодородие, мудрость. Сейчас мастера для росписи используют современные краски, но северная сдержанность цвета сохраняется до сих пор.


          Игрушка каргопольская "Дед с книгой" (русский народный промысел), глина, роспись, Архангельская область, СССР, 1970-1990 гг. 

        Мастера каргопольской игрушки 

        Каргопольский древний промысел и секреты мастеров сохранились благодаря стараниям нескольких умельцев, которые передали потомкам тайны изготовления глиняных фигурок. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из деревни Гринево: классику каргопольской игрушки и талантливому гончару Ивану Васильевичу Дружинину (1887–1949) и самой знаменитой мастерице Ульяне Ивановне Бабкиной (1889–1977).  

        Иван Васильевич Дружинин  (1887–1949)

        В создании уникальных глиняных фигурок Ивану Васильевичу Дружинину помогала супруга Екатерина Андреевна – она больше занималась росписью. Дружининске игрушки в витринах музея почему-то сразу привлекают к себе внимание. По большей части это одиночные фигурки.  Барышни в шляпках и юбках колоколом стоят торжественно, держат в руках младенцев, собачек или птиц. Мужчины позируют в кафтанах и длинных рубахах.  Расписаны эти фигурки довольно просто: прямые полоски, короткие штрихи штрихов, круги. Все это символы, связанные с древней крестьянской земледельческой культурой. Любопытно, что более детальная роспись - на лицевой части игрушки. Задней же уделяется не так много внимания, и зачастую там даже нет орнамента. 

        Характерные особенности глиняных фигурок животных, созданных Дружиниными – сильный изгиб шеи и маленькая голова у коня, толстая  шея  и серповидные рожки у коровы, ветвистые рога у оленя. Голова красится синим или розовым. Сказочный медведь всегда стоит на задних лапах, а передними держит какой-нибудь предмет.

        И.В. Дружинин (1887-1949). Игрушки. Конец 1930-х - 1940 г. Гринево, Каргопольский район, Архангельская область Государственный Русский музей.

         

        Ульяна Ивановна Бабкина (1889—1977)

        Так же, как и Иван Васильевич Дружинин, Ульяна Ивановна Бабкина родилась в деревне Гринево Каргопольского уездаКогда гончарный промысел начал приходить в упадок после Революции, Ульяна Ивановна оказалась единственной мастерицей, хранившей секреты старинного игрушечного ремесла. В 1950-х годах она привлекла к забытому гончарному ремеслу нескольких односельчан, и сделала многое для возрождения промысла.  Уже 1960-х её работами заинтересовались известные искусствоведы и коллекционеры. В эти же годы ее работы получили всеобщее признание. Глиняные фигурки Бабкиной стали украшать выставки традиционного народного искусства в СССР и за рубежом, их приобрели для своих коллекций многие музеи.  

        Сюжеты её игрушек наполнены любовью, выразительны и разнообразны. Самыми любимыми персонажами в творчестве У.И. Бабкиной были мифические создания  — полуконь-получеловек Полкан, птица Сирин, двуглавый конь Тянитолкай. Ей также хорошо удавались сюжетные композиции – гулянья, катания на санях и многие другие сюжеты. В ее творчестве сочетались уважение к традициям и неудержимая фантазия – Ульяна Ивановна могла по-своему истолковать легенды, создать немыслимых персонажей, например, Полканиху, для одинокого Полкана. Мордашки у фигурок, хоть и были простыми, но добрыми и румяными. Эмоции мастерица передавала при помощи мимики – контура рта или бровей. Ее игрушки напоминают детям о том, как важно развивать фантазию и уделять внимание играм.

        Роспись первых игрушек, созданных Бабкиной была совсем простой, практически монохромной. Но, когда к мастерице пришла известность, появилась возможность использовать более дорогие материалы.  Ей стали присылать разные краски, и сами игрушки стали ярче. 

        У.И. Бабкина умерла в 1977 году. В последние 15 лет жизни ее «бобки» (так Ульяна Ивановна называла свои игрушки) демонстрировались на всех крупных выставках произведений народного искусства, а сегодня они хранятся во многих музеях и частных коллекциях.

        Полкан, У.И. Бабкина

         

           

        Отправьте фото удобным вам способом

           

          Семен Иванович Рябов (1912—1984)

          К мастерам гриневского круга причисляют также интересного, самобытного мастера Семена Ивановича Рябова. Он родился в 1912 году в деревне Ананьино., а его бабушка Прасковья Бабкина, состояла в родстве с известной мастерицей Ульяной Ивановной Бабкиной. Именно от бабушки Семен Иванович перенял любовь к гончарному делу, а игрушки его научил делать отец. Очень скоро ананьевские изделия встали на ярмарках в один ряд с гриневскими, не уступая им по качеству и красоте.

          Игрушки Рябова отличаются ясным и четким языком лепки, чистой росписью, интересными сюжетами. Семен Иванович долго изучал работы каргопольских игрушечников – их стиль, роспись, символику орнаментов и сюжеты. Это позволило ему выработать уникальный и неповторимый художественный язык. Расцвет его творчества пришелся на 1973 год. В этот период он создает фигурки людей и животных. Его барышни и мужчины выполнены с пониманием пропорций. Семен Иванович уделял большое внимание деталям – даже намечал пуговицы на одеждах фигурок. Многие его персонажи носят разноцветные шляпки, держат в руках музыкальные инструменты. Роспись фигурок яркая, детальная – мастер прорабатывал не только подолы, но и верхнюю часть одежды – узоры, орнаменты он выбирал сложные, переплетающиеся. Специалисты, изучающие творчество Рябова, особо отмечают игрушки, политые свинцовым суриком (оксидом свинца) или другой глазурью.

          Глиняные игрушки С.И. Рябова

           

          Клавдия Петровна Шевелева и Андрей Петрович Шевелев

          Род Шевелевых происходит из деревни Токарево под Каргополем. Шевелевы принадлежали к династии гончаров и игрушечников, насчитывающей не менее пяти поколений мастеров, возродивших во второй половине XX века угасавший промысел глиняной игрушки. 

          Клавдия Петровна Шевелева с детства знала все секреты гончарного мастерства и изготовления глиняных фигурок, но сама начала заниматься этим ремеслом только выйдя на пенсию с 1965 года. Тогда она снова вспомнила детство и, видя возрастающий интерес к народной каргопольской игрушке, решила взяться за глину. Как только в Каргополе были организованы керамические мастерские, Клавдия Петровна стала работать в фирме «Беломорские узоры». Языком игрушки мастерица рассказывала о домашних занятиях своих землячек: среди ее героинь была пряха, навивающая нить на веретено, крестьянка с вязанием в руках, молодая девушка с зеркальцем. Все ее фигурки были очень пластичны, словно застыли в моменте. Казалось, что еще секунда, и они вновь займутся незаконченным делом. Были среди ее работ и сказочные медведицы в сарафанах и с гармошками. Очень любила Клавдия Петровна изображать прогулки на санях – в них катались и молодожены, и бородатые гармонисты, и даже собачки.

           Игрушки Клавдии Петровны Шевелевой 

          Родной брат Клавдии Петровны Шевелевой  - Андрей Петрович возглавлял гончарную мастерскую. Начинать ему пришлось все заново: не было ни оборудования, ни гончаров. Но и с такими ограниченными возможностями ему удалось наладить  полномасштабное производство глиняной продукции. Сам же Андрей Петрович тоже делал чудесные игрушки. В его произведениях преобладали повествовательные сюжеты: мужик, плетущий лапти или играющего на гармони, грибник с кузовом за плечами, баба, вынимающая воду из колодца. Андрей Петрович много экспериментировал с формой и росписью, даже создавал поливные игрушки, что было несвойственно для каргопольского промысла.

          В 2003 г. по инициативе сыновей Клавдии Петровны Шевелевых был открыт музей мастеров Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. В нем собраны материалы об истории семьи – фотографии и семейные реликвии. Посетители могут увидеть глиняные игрушки, посуду, изготовленную на ручном гончарном круге, изделия из бересты, дерева, кованого металла.

           

          Если вы хотите продать старинные игрушки каргопольского промысла, мы советуем обратиться к специалистам-антикварам компании по скупке старинных вещей «Raritetus». Вы можете прислать экспертам фото, по которым они определят состояние сохранности игрушки, а также обозначат ее цену. Вы также можете приехать в офис для оценки антиквариата. Наши эксперты проведут оценку и сразу выплатят вам деньги наличными, либо переводом на карту.

           



          Похожие статьи
          Бюст (скульптура): история бюста, виды, бронзовые и гипсовые бюсты известных людей 18.10.2022 в 11:59
          Монета кольцевик: цена 2 копейки и 5 копеек, редкие кольцевые монеты 1802-1810 30.09.2022 в 04:11
          Медные монеты Екатерины 2: цена, разновидности, фото 30.09.2022 в 03:42
          Фибула: древнее бронзовое украшение, виды фибул, скандинавская и римская фибула 13.10.2022 в 12:33
          Библейские денежные единицы — ближневосточные, древнегреческие, древнеримские монеты 30.09.2022 в 03:07
          Награды ВЧК ГПУ НКВД КГБ СССР: знак работник ВЧК-ГПУ, НКВД, знаки КГБ и МГБ 20.10.2022 в 05:01
          Оловянный солдатик: история игрушки, оловянные солдатики СССР, редкие экземпляры 21.10.2022 в 02:41
          Монеты Иоанна Антоновича: цена, медные и серебряные монеты Иоанна 3 16.10.2022 в 10:26
          Золотые монеты Екатерины 2: цена на рубль, полтину и червонец Екатерины 2 16.10.2022 в 10:51
          Золотые монеты Павла 1: цены на 5 рублей и червонец Павла 1, история 16.10.2022 в 11:20