2889
04.07.2023
4.7
Поделиться
Продукцию украинских фарфоровых заводов на протяжении истории Советского Союза всегда отличало высокое качество, оригинальность форм и национальная самобытность. Исключением не стали посуда и произведения малой пластики, выпускавшиеся на производстве, находившемся в городе Полтава на северо-востоке современной Украины. Изделия этой фабрики до сих пор являются объектами коллекционирования в среде любителей и антикваров.
История Полтавского фарфорового завода (ПФЗ)

В начале 1960-х гг. руководство Украинской ССР приняло решение о создании нового фарфорового завода. Оно было вызвано насущной необходимостью, ведь несмотря на то, что в республике уже действовало несколько производств, спрос на керамические изделия сильно превышал существующее предложение. На территории Украины находились богатые месторождения глины, которые располагали к основанию новых фабрик. Исходя из всех этих причин, не удивительно, что в течение короткого времени начали создаваться новые производства.

3 июня 1964 г. было закончено строительство Полтавского фарфорового завода. Новое предприятие быстро оснастили необходимым оборудованием. Уже спустя полгода с момента окончания работ по возведению цехов, завод выпустил первую партию изделий, которая сразу же была выставлена на продажу. Изначально ассортимент продукции включал в себя в основном посуду бытового назначения. Такой быстрый старт был бы невозможен без привлечения мастеров других предприятий. Например, керамистов и художников Барановского фарфорового завода. Естественно, заданный темп не мог не отразиться на визуальной составляющей изделий, которые изначально были предназначены для массового производства и были несколько простыми. Однако, привлеченные художники приложили все усилия, чтобы сделать посуду более привлекательной.

К концу 1960-х гг. мощность завода превышала 3 млн. изделий в год. В 1970-х гг. производство было модернизировано. Его оснастили новыми печами для обжига и полуавтоматическими конвейерными линиями. Полтавский завод расширил ассортимент выпускаемой продукции. На производстве изготавливали не только серийные бытовые изделия. Он специализировался отныне и на выпуске сувениров, фарфоровых статуэток, а также коллекционной посуды. Например, в 1970-х гг. фабрика выпустила серию изделий, посвященных 800-летней годовщине города Полтавы. В основном же здесь производили бытовую посуду: от чашек и сервизов до сахарниц и тарелок.

Одной из самых известных серий предметов являются изделия, созданные на фабрике в 1980-м году. Полтавский завод выпустил крупную партию изделий с символикой Олимпийских Игр-80 в Москве. Самыми известными предметами из этой серии являются талисманы соревнований в виде медведей. Кроме малой пластики завод выпустил чайные пары, а также множество памятных олимпийских фарфоровых медалей. 1980-е гг. стали очень успешными для Полтавского завода. Производство оснастили автоматическими печами для обжига, ввели технологические и художественные новшества. Например, была внедрена технология литья сложных изделий крупных габаритов, а также способ декорирования методом деколи. К этому моменту число работников завода уже превышало 1000 человек, а производственная мощность составляла более 13,5 млн. фарфоровых изделий в год. Фабрика постоянно модернизировалась, площадь цехов завода увеличивалась, разрабатывались новые виды предметов.
После того, как распался Советский Союз, начался сложный период в истории Полтавского фарфорового завода. В 1994 г. началась структурная реорганизация производства. Завод был переименован в ОАО «Полтавафарфор». В результате ряда спорных решений, принятых новым руководством, фирма накопила множество долгов. В последний раз Полтавский завод выпустил свой фарфор в 2002 г. В 2004 г. началась процедура банкротства, а в 2006 г. он окончательно закрылся.
Мастера Полтавского фарфорового завода
На Полтавском фарфоровом заводе в разное время работало множество талантливых художников-керамистов. В 1975-1977 гг. в мастерской фабрики трудился Владимир Иванович Белоус. Его работы были представлены на множестве выставок, от городских до всесоюзных. Они входят как в частные коллекции, так и в музейные собрания. Основной тематикой его произведений была украинская мифология и быт. Одной из самых известных работ В.И. Белоуса является произведение малой пластики – парные статуэтки «Псел и Ворскла». Скульптурки представляют собой олицетворение двух главных рек Полтавской области – Псела и Ворсклы. Кроме того, существует и символический смысл этого произведения. Поскольку обе реки протекают на территории Украины и РСФСР, то они олицетворяют братскую дружбу между двумя народами. Статуэтки связаны между собой не только сюжетно, но и пластически. Струящиеся формы фигур, плавные, текучие объемы. Другими известными работами мастера являются композиции «Венчик» и «Иван-Купала», связанные с народными украинскими обрядами. Пластичным ритмом отличается работа Белоуса – «Песня». Она представляет собой образ журавля, символизирующего тоску по родине. Более 10 лет В.И. Белоус работал на Полтавском художественно-производственном комбинате. Однако, в 1991 г. он вернулся на Полтавский фарфоровый завод в качестве главы художественной мастерской.
Еще одним важным керамистом фабрики была Евгения Гулько. Она несколько лет возглавляла художественную мастерскую Полтавского завода. Известные работы Гулько – это сувенирные изделия с символикой XXII летних Олимпийских игр в Москве в 1980 г. Олимпийские мишки и пары голубей, символизирующих мир, созданы на основе рисунка известного художника – Виктора Чижова. Еще одной работой Евгении Гулько, представляющей собой эмблему XII фестиваля молодежи и студентов, является статуэтка «Катюша» в виде девушки с голубем.

С 1969 по 1992 гг. на Полтавском фарфоровом заводе работала художница, Нина Луганько. К моменту прихода на фабрику, она была уже опытным мастером. До этого Луганько уже успела поработать на Довбышском фарфоровом заводе. Ее опыт позволил ей стать главным мастером, создавшим сувенирные изделия в честь 800-летия города Полтавы, украшенные народными украинскими орнаментами.

Обобщая выше сказанное, можно заключить, что фарфоровая продукция Полтавского завода развивалась в русле скульптурных поисков, которые вели мастера украинских керамических производств в 1960-х – 1990-х гг. Именно своей характерностью посуда и малая пластика до сих пор интересны в качестве объекта коллекционирования.
Особенности клейма Полтавского фарфорового завода

Клеймо Полтавского фарфорового завода представляет собой, заключенные в круглую рамку из двух линий, литеры «П» и «Ф». Эта монограмма является сокращением от «Полтавского фарфора». В зависимости от серии изделий и даты производства маркировка может сопровождаться различными буквенными и числовыми надписями. Если вы хотите продать советские фарфоровые изделия, то можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Присылайте фото и заказывайте бесплатную экспертную онлайн-оценку фарфора, или приезжайте к нам в офис. Специалисты «Raritetus» помогут оценить его и предложат выгодную цену.
Оставить комментарий
Комментарии (всего: 0)
Похожие статьи
Швейная машинка Зингер: история фирмы Зингер, номера машинок Singer по годам
23.06.2023 в 05:47
Фарфоровый завод «Пролетарий»: клейма, история Бронницкой фарфоровой фабрики
23.06.2023 в 06:54
Фарфор Alka-Kunst Alboth & Kaiser Bavaria: клеймо, история завода, изделия
31.05.2023 в 05:37
Владивостокский фарфоровый завод: клеймо по годам, история Владивостокского фарфора
31.05.2023 в 05:07
Октябрьский фарфоровый завод: клейма по годам, история башкирского фарфора, посуда
04.07.2023 в 04:05
Дрезденский фарфор: история, клейма, статуэтки из дрезденского кружевного фарфора
04.07.2023 в 01:18
