Пять и десять рублей золотом, отчеканенные на ЛМД

Рассказ о выпуске золотых имперских монет на Ленинградском монетном дворе - это всегда многослойная реальность, где один слой может противоречить другому, так как исследования базируются на отрывочных документах с грифом "Секретно" и "Совершенно секретно", ставших доступными лишь в девяностых годах прошлого столетия. Сомнений не вызывает лишь факт, что такая чеканка производилась. Но когда и в каких объёмах, здесь исследователи порой очень расходятся в выводах. Наш краткий обзор о царском золоте советской чеканки базируется на статье А.И Федорина и И.И. Рылова, так как в ней размещены показательные сравнительные иллюстрации, а также на материалах журнала "Петербургский Коллекционер" №3 (59), но затронуты и другие материалы, размещённые в средствах массовой информации.

Возникновение вопроса

Если тиражи выпуска разменных монет Советского Союза и современной России остаются засекреченными, то количество монет того или иного года времён Российской Империи тайной не являются и доступны в соответствующих каталогах. Так число золотых десяток, датированных 1911 годом, равняется 50 011 экземпляров. Нумизматический рынок был весьма удивлён, когда данные монеты стали появляться на торгах до неприличия часто, чем позволял столь скромный тираж. Логически следовало наличие дополнительного тиража, выпущенного в более позднее время, то есть новоделов. Под подозрением оказались и золотые других годов выпуска. Специалисты, знающие толк в деталях рисунка монетного поля и оформлении гурта, указали на наличие монет, которые отличались от каталожных образцов соответствующего года.

Такие экземпляры были выявлены не только среди червонцев, но и среди золотых десяток. Это подвигло интересующихся заняться исследованием, кто и когда отчеканил новоделы. И, главное, какие номиналы и года теперь будут на подозрении. Ведь множество солидных коллекционеров не признаёт новоделы настоящими монетами и отказывается включать такие экземпляры в свои экспозиции. Исследование выявило документы, которые возвращают нас в первые годы существования советского государства.

Причины дополнительного тиража

Ряд источников указывает, что история "советского царизма" ведёт начало от запроса Начальника Валютного Управления Народного Комиссариата финансов Л.Н. Юровского от 9 ноября 1922 года, в котором требовалось обеспечить розыск штемпельного инструмента для чеканки золотой монеты пяти- и десятирублёвого достоинства старого образца. А 30 ноября того же года были озвучены планы чеканки весьма впечатляющего масштаба. В первый месяц на выпуск золотых монет выделялось двести пудов, во второй - уже четыреста, а в третий и последующие - по шестьсот пудов драгоценного металла.

Везде и всюду царская символика показательно уничтожалась. Зачем же было возвращаться к чеканке монет с портретом свергнутого царя? Основной причиной называют международную торговлю. Если от царских долгов советское правительство отказалось (их часть была выплачена только после развала СССР), то начавшиеся накапливаться текущие долги требовали немедленного погашения. Надо напомнить, что ведущие мировые державы не стали признавать страну рабочих и крестьян, как полноценное государство. И предложенные золотые червонцы с символикой РСФСР также не были признаны в качестве средства оплаты. С одной стороны, верится с трудом, так как золото хоть в виде монет, хоть в виде слитков, хоть в виде лома остаётся драгоценным металлом. С другой стороны, учитывая современные санкции, можно допустить, что и тогда развитые капиталистические страны могли использовать любой повод для политической порки. К червонцам с портретом императора претензии не высказывались, поэтому можно было схитрить и дочеканить необходимое количество для международных расчётов.

Золотые монеты (номинал 10 рублей)

Ряд исследований утверждает, что чеканку монетных знаков с профилем Николая Второго впервые опробовали уже в августе-сентябре 1923 года, ссылаясь на существование в Мюнцкабинете СПМД маточников для червонца 1911 года, датированных началом августа 1923 года. В пользу этой версии говорит и документ ЛМД, где приводится упоминание об изготовлении в течение отчётного периода (январь - октябрь 1923 года) чеканки золотой монеты старого образца.

Другие исследования отмечают, что спецзаказ на чеканку золотых имперских монет поступил на монетный двор осенью 1925 года. Работы начались в декабре и велись по усиленному режиму в три смены. Процесс чеканки завершился в марте 1926 года. Объём выпуска золотых червонцев составил 2 011 000 экземпляров.

А.И Федорин и И.И. Рылов в своём исследовании указывают характерные детали, позволяющие отделить монеты советского периода от выпущенных во время Империи. Коллекционеры должны обратить внимание на грубые полосы и риски при удалении с монетных кружков излишнего драгоценного металла (иначе это называется "юстировка"). Схожие юстировочные линии отмечены и на советских "сеятелях" с датой "1923". Признаки грубой вырубки заготовок и ненадлежащей рихтовки внутренней поверхности гуртильного кольца тоже должны насторожить тех, кто не приемлет в своей коллекции новоделы.

Отличия легко ловятся по гурту. А.И Федорин и И.И. Рылов приводят две сравнительные иллюстрации, которые показывают сколь непохожи друг на друга гурты "нормальных" и "новодельных" червонцев. На первой мы видим широкие и крупные инициалы минцмейстера "АГ" на десятках советской чеканки. "Новодельная" буква "Г" даже заслужила среди нумизматов прозвище "виселица". На второй иллюстрации мы наблюдаем трансформацию буквы "Г" в букву "Р", чтобы подогнать надпись гуртильного кольца под дату монеты (несовпадение даты и инициалов того, кто занимал в этот период должность минцмейстера, мигом будет отмечено нумизматами, как отдельная разновидность монеты). Стоит обратить внимание и на шрифт буквы "З", у которого закруглённые концы, тогда как на имперских монетах концы спрямлённые.

И, наконец, портреты на аверсах. На золотых монетах советской чеканки для аверса взят портрет с низким рельефом "Малая голова" (вы можете встретить его слэнговые упоминания "Лампочка" или "Итальянец"). Внешний кант у таких монет шире. Для примера эксперты приводят все три типа портретов золотых царских червонцев (1 - обычный. 2 - "Лампочка". 3 - поздний).

А.И Федорин и И.И. Рылов составили следующий список новодельных десяток: 10 рублей 1898 года, АГ (Малая голова), 10 рублей 1898 года, АГ. (портрет образца 1900-1911 гг), 10 рублей 1899 года, АГ (Малая голова), 10 рублей 1899 года, АГ (портрет образца 1900-1911 гг), 10 рублей 1901 года, АР (Малая голова), 10 рублей 1902 года, АР (портрет образца 1900-1911 гг), 10 рублей 1904 года, АР (Малая голова), 10 рублей 1904 года, АГ (Малая голова). Экземпляры последней позиции встречаются весьма редко. "А где же упомянутые в начале обзора десятки 1911 года?" - спросит внимательный читатель. Оказывается, исследования было посвящено характерным отличиям, поэтому монеты с незначительными мелкими штемпельными отличиями или вообще не имеющие существенных отличий в список не включены.

Золотые монеты (номинал 5 рублей)

В тот же период, с декабря 1925 года по март 1926 года, монетным двором был отчеканен миллион золотых пятёрок. Характерным экземпляром советской продукции А.И Федорин и И.И. Рылов считают пятирублёвку, датированную 1897 годом, с оригинальным портретом Николая Второго, имеющим слэнговое название "Большая голова". Он заметно отличается от портрета на монетах имперского периода размером, деталями рисунка, и шириной выступающего внешнего канта монеты. Исследовали высказывают предположение, что данный вариант штемпеля был изготовлен задолго до революции тем же А.Ф. Васютинским, но не нашёл в то время одобрения вышестоящего начальства. И снова три типа портретов, которые мы можем встретить на аверсах золотых пятирублёвок (1 - обычный. 2 - "Большая голова". 3 - поздний).

Список новодельных пятёрок, подготовленный А.И Федориным и И.И. Рыловым, выглядит так: 5 рублей 1897 года, АГ (Большая голова), 5 рублей 1898 года, АГ (Большая голова), 5 рублей 1899 года, ЭБ (Большая голова), 5 рублей 1899 года, ЭБ (портрет образца 1903-1911 гг), 5 рублей 1900 года, ФЗ (Большая голова), 5 рублей 1901 года, ФЗ (Большая голова). Экземпляры последней позиции так же встречаются очень редко. По тем же самым причинам (незначительные мелкие штемпельные отличия или отсутствие таковых) в списке отсутствует 5 рублей 1902 года.

Интересный факт, приведённый в "Петербургском Коллекционере" гласит о потрясающе малой себестоимости изготовления монет царского образца. Если исключить стоимость самого золота, то затраты на изготовление монеты номиналом пять рублей составляли всего шесть копеек, а для десятирублёвки - на одну копейку больше.

Не менее интересны изыскания и по поводу того, откуда бралось золото для чеканки "царских" монет. Ряд нумизматов (например, Глейзер) выдвинули предположение, что на переплавку пошла часть тиража "сеятелей" 1923 года. Но появились документы Ленинградского Монетного двора, что для этой цели были использованы аффинажные золотые слитки, а также австрийская золотая монета и старая монета имперского периода. Последнее несколько противоречит высказанной версии, что чеканка осуществлялась исключительно для расчётов на международном рынке, ведь на австрийском золоте не было символов государства рабочих и крестьян. А превращать подлинную царскую монету в такую же царскую, но новодельную монету... Впрочем, у экспертов найдутся причины, объясняющие и такую странную операцию.

The End?

Уже более четверти века не существует Советского Союза, но вопросы изготовления царских червонцев не перестают волновать коллекционеров. Помимо "советской" чеканки высказываются предположения, что золотые монеты с портретом Николая Второго могли выпускать и за рубежом, используя похищенные в смутные времена подлинные штемпели монетного двора. Ведь цена золотой монеты всегда выше цены металла, из которого она изготовлена. Закончилось ли кино, или царские червонцы где-то штампуются и поныне, стабильно возникая на всевозможных Интернет-аукционах? Вот вопрос, достойный нумизмата-исследователя. Вполне вероятно, что когда-нибудь мы прочитаем материалы и о чеканке царского золота ХХI века.



Рейтинг статьи: 0

Комментарии (0)