Агитационный плакат




Raritetus
  1. Развитие плаката в дореволюционный период
  2. Плакаты в период Гражданской войны и первых лет Советской власти
  3. Плакаты времен индустриализации и коллективизации
  4. Плакаты военного времени
  5. Плакаты времен хрущевской «оттепели» и периода «застоя»
  6. "Перестройка" на плакатах

Истоки возникновения политического плаката следует искать в далеком прошлом. Еще в Древней Греции и Древнем Риме вывешивали объявления в людных местах для привлечения внимания. А в России предшественником плаката можно считать лубок, зародившийся в XVI веке. 

Так что же такое плакат? Советский художник В.С. Иванов дал ёмкое ему определение: «Плакат – это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения». Именно поэтому в данном виде изобразительного искусства используются контрастные цвета, лаконичность, возможность быстрого считывания информации и концентрация на одном главном персонаже. Язык плаката должен быть обращен к каждому зрителю, донося до него призыв к действию, наглядную информацию или рекламу.  

 

Отправьте фото удобным вам способом

    Принято выделять несколько плакатных жанров: 

          • политический, который устойчиво ассоциируется с агитационным искусством советской пропаганды;  
          • информационно-рекламный, жанр, превалирующий в современных реалиях;  
          • учебно-инструктивный, являющийся неотъемлемой частью школьных, высших учебных заведениях и проч.;  
          • дизайнерский, возникший с яркой вспышкой поп-арта, который сделал из плаката украшение интерьера;  
          • зрелищный плакат, неразрывно связанный с цирковыми, театральными и киноафишами.

    Но вернемся к истории. Развиваясь из лубочных картинок, близких к народному духу, плакат к началу ХХ века закономерно стал видом массового искусства. Он превратился в доступное средство информации, рекламы и инструктажа. Таким образом плакат выполнял все те функции, которые сейчас берут на себя телевидение и интернет. И потому он не мог не стать средством наглядной политической агитации, в тяжелые суровые времена выливавшимся в серию пропагандистских плакатов.  

     Дореволюционный плакат  

     Начало было положено в Русско-Японскую войну. Первой ласточкой агитационных плакатов были похожие на лубки картинки, рассказывающие о боевых действиях, героях «Варяга» и карикатурно высмеивающие врага.  

    Плакат “Боевая песенка донцов” 1904 г.
     

     Плакат “Война России с Японией 1904г. На море и на суше”

    С выстрелом Гаврилы Принципа 28 июня 1914 года в Сараево, одновременно с началом Первой мировой войны развитие отечественного политического плаката стало набирать обороты. Появилась острая необходимость в формировании общественного мнения. В ход пошли так любимые народ героические и сатирические лубки. Как и в русско-японскую через плакаты общество информировали о ходе боевых действий, появились новые герои и полководцы, разоблачался и высмеивался неприятель. Впервые прозвучал призыв: “Всё для фронта, всё для победы!”.   

    Особый отклик у населения вызывала благотворительность. На эту тему были выпущены агитационные плакаты о военном займе, о помощи инвалидам, детям-сиротам. 

    Над плакатами работали художники-мирискусники Д. Митрохин и О. Шарлеман, с их немного наивными произведениями. А также творившие в издании “Сегодняшний лубок” - К. Малевич, А. Лентулов, В. Маяковский.  

    Благотворительный плакат “Помогите несчастным детям” 1914 г.

    Плакат “У союзников французов…”, худ. К. Малевич, 1914 г.     

     С февраля 1917 года начинается новый этап, по сути, время рождения политического плаката в хрестоматийном виде. В сумбуре новых веяний, в калейдоскопе рождения новых партий происходит постепенный уход от лубка. К октябрю 1917 года плакат становится мощным рупором пропаганды, достигая небывалых высот благодаря художественному воплощению.   

    Гражданская война и первые годы Советской власти 

     В Гражданскую войну родились новые аллегории и символы. Мир раскололся на “красное” и “белое”. Плакат уверенно и победоносно вышел на улицы городов. Как всегда, на разломе эпох в произведениях искусства зазвучал рупор эпохи. По обеих сторон идеологически непримиримых врагов художники бросились в борьбу за свои идеи. Но… но как порой похожи между собой их произведения! Примером могут служить два плаката “Борьба красного рыцаря с темной силой” художника Б.В. Зворыкина и “За Единую Россию!” неизвестного автора. И там и там на плакате изображена битва воина света со злом. И там и там герои бьются за свои идеалы, за будущее своей Родины. В истовом порыве, в искренней вере в Победу.   

     

    Отправьте фото удобным вам способом

      Плакат “За единую Россию”, н.х., 1919 г.

      Плакат “Борьба красного рыцаря с темной силой”, худ. Б. Зворыкин, 1919 г.

      В это время плакат становится не только символом искусства, не только историческим источником, но прежде всего – символом эпохи. На Юге России, оплоте «белого» движения, рупором пропаганды стал ОСВАГ (Отдел Осведомления правительства вооруженных сил Юга России). Тем временем как производителем «красных» агитационных материалов с более ясной, сильной идеологией было издание ВЦИК. К яростной борьбе с врагами призывали А. Апсит, В. Дени, Д. Моор и Л. Лисицкий. А из “Окон РОСТа” звучал мощный голос В. Маяковского.  

      Плакат “Ты записался добровольцем?”, худ. Д. Моор, 1920 г.

      Плакат из серии “Окна сатиры РОСТА” 1919-1921 гг.
        Плакат “Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала!”, худ. В. Дени, 1919 г.

       В воззваниях к людям с агитационного плаката звучало рождение нового мира, союза крестьянства и пролетариата. Земной шар наконец-то сбрасывал с себя тяжкие оковы, являя миру могучую поступь молодой Республики.  

      Три страшных года Гражданской войны, интервенция, голод, эпидемии. Советская Россия восставала из крови братоубийственной бойни. И ужас того времени воплотился в великом произведении Д. Моора “Помоги”.    

      Плакат “Помоги”, худ. Д. Моор, 1921 г.

      Советы победили. И как никогда нуждались в рупоре пропаганды. В.И. Ленин высказал очень правильную мысль “Важнейшим для нас искусством является кино…” и конечно, плакат. Советской политической системе был необходим агитационный плакат, который бы поддерживал и продвигал идеи нового строя. Появились художественные объединения, которые взяли на себя эту работу: Ассоциация художников революционной России (АХРР), Общество художников-станковистов (ОСТ) и Объединение московских художников (ОМХ). В их произведениях поднимались главные на тот момент темы, и окончательно сформировались принципы и задачи агитационного плаката. Освещались восстановление хозяйства, ликвидация безграмотности, новая межполовая и гендерная политика. На плакатах и в реальной жизни шла борьба с враждебными элементами и религией, рассказывалось о НЭПе и продналоге. Не забывали и о новых праздниках: годовщине Октябрьской революции и 1 мае.  

      Плакат “Каждая кухарка должна научиться управлять государством”, худ. И. Макарычев, 1925 г.

       Плакат “Граждане, храните памятники искусства”, худ. Н. Купреянов

        Плакат “1 мая”, худ. Я. Гуминер, 1928 г.    

       Молодое государство искало новые пути в решении художественных задач. И оттого 1920-ые годы ознаменовались стилевым многообразием, в которым переплелись и лучизм, и фовизм, и конструктивизм, а также не сдающий своих позиций реализм. В это же время зарождается и развивается метод “романтического монтажа”, громко заявившего о себе в киноафишах. 

      Индустриализация и коллективизация на плакатах 

      Последующие годы с 1928 года по 1940 год прошли под девизами индустриализации и коллективизации. В это время в изобразительном искусстве уже сформировался образ идеального советского человека. Героями агитационного плаката становятся шахтеры, полярники, летчики, женщины-депутаты. Стахановское движение, охватившее весь  Советский Союз, подарило благодатные темы для художников-плакатистов.  

       Плакат “Вернем угольный долг стране”, худ. Г. Клуцис, 1930 г.

          Плакат “На штурм четвертого последнего года пятилетки”, худ. Н. Долгоруков, 1931 г.

      Плакат “Делегатка, работница, ударница”, худ. Н. Пинус, 1931 г.

      Сложная и тяжелая тема коллективизации также нашла отображение в политическом плакате, служившим главным инструментом в создании рекламной компании колхозам, пришедшим на смену прежним крестьянским хозяйствам.    

      Плакат “Завершим сплошную коллективизацию”, худ. А. Кокорекин, 1931 г.

      Плакат “В нашем колхозе нет места попам и кулакам”, худ. Н. Михайлов, 1928-1932 гг.   

      Будет нелишним упомянуть и множество рекламных плакатов того времени. рекламировалось всё: туристические походы, парфюмерия, мороженое, папиросы и пиво и многое-многое другое.    

        Рекламный плакат табачной фабрики “УРТАК”, 1929 г.

       В 1932 году произошло знаменательное событие - создание Союза советских художников, и одновременно с этим появляется издательство ИЗОГИЗ (“Изобразительное искусство”), ставшее едва ли не главным рупором пропаганды в плакатном искусстве. И главное, официальным художественным языком советского искусства становится “социалистический реализм”, а авангардные течения, бывшие столь популярными в 1920-х годах, объявляются “формалистскими” и “вредными”.  

       

      Отправьте фото удобным вам способом

        С середины 1930-х годов среди знатных хлеборобов, среди героических летчиков и “простых русских баб” появляется непременный атрибут плакатного искусства той поры - “Великий вождь и учитель” И.В.Сталин. Один из интереснейших образов создал “отцу народов” Б.Е. Ефимов. На плакате изображен Иосиф Виссарионович крепко держащий штурвал корабля Страны Советов. 

        Плакат “Капитан Страны Советов ведет нас от пебеды к победе!”, худ. Б. Ефимов,1933 г.            Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.   

         В 1941 году на долю нашей страны выпало величайшее испытание, унесшее миллионы жизней, разрушившее города, покалечившее многие судьбы. И одновременно с этим период Великой Отечественной войны - наивысший расцвет советского плакатного искусства. Лучшие художники своей эпохи работали над плакатами той эпохи: Л. Лисицкий, П. Соколов-Скаля, Б. Ефимов, В. Корецкий, В. Иванов, Н. Ватолина.   

        На второй день войны, 23 июня 1941 года улицы Москвы были увешаны плакатом художника А. Кокорекина «Бей фашистского гада!». Художником В. Дени было выполнено сильное мотивационное произведение “Каждый удар молота – удар по врагу!”. Лаконично, в красно-черной гамме высказались и Кукрыниксы: “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”.   

        Плакат “Бей фашистского гада!”, худ. А. Кокорекин, Е. Поволоцкая, 1941 г. 

        Плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”, Кукрыниксы, 1941 г.

            Плакат “Каждый удар молота - удар по врагу!”, худ. В. Дени, Н. Долгоруков, 1941 г.

         

        Отправьте фото удобным вам способом

          В конце июня 1941 года, когда враг неумолимо шёл по Советскому Союзу, был создан известнейший плакат великой отечественной войны “Родина-мать зовет!”. Произведение И.Тоидзе безусловно стало символом мужества, стойкости и героизма. Плакат выполнен всё в том же лаконичном цветовом решении, мощно воздействующем на зрителя.    

            Плакат “Родина-мать зовет!”, худ. И.Тоидзе, 1941 г.

          Основными темами агитационного плаката становятся призывы к борьбе и обороне, прославление солдат-героев, ненависть к врагу. Образ последнего выставлялся в карикатурном виде. Над захватчиками и их пособниками зло и едко смеялись художники-карикатуристы. Смешным и жалким предстает Адольф Гитлер на плакате Кукрыниксов, посвященному Сталинградской битве.   

           Плакат “Потеряла я колечко, а в колечке 22 дивизии”, Кукрыниксы, 1943 г.

          Рассматривая плакаты последнего, победного года войны, мы можем наблюдать, как меняется настроение, как на передний план выходит основной персонаж - Воин-освободитель – солдат Красной армии.   

          Плакат “Ты вернул нам жизнь”, худ. В. Иванов, 1944 г.   Плакат “Ты будешь жить счастливо!”, худ. В. Иванов, 1944 г.

              Плакат “Мы победили!”, худ. В. Иванов, 1945 г.

          Главным лозунгом послевоенной эпохи становится: “Победили в боях, победим и в труде!” Страшная разруха городов и сёл, тяжелая послевоенная жизнь на продовольственные карточки, необходимость восстановления страны – всё это требовало подвига. Плакат снова пришел на помощь советской пропаганде. Наполнив праздником и ликованием свои произведения искусства художники-плакатисты прославляли союз науки и труда, строительство канала, выборы в местные советы. Тревога и напряженность сменились искренней верой в светлое будущее.   

             Плакат “Любите Родину!”, 1949-1953 гг.

          Плакат “Пусть здравствует и процветает наша Родина! И.Сталин”, худ. П. Голубь, 1949 г.  

          Плакат “Наша родина - родина авиации”, 1950-1955 гг.                   

          Плакаты хрущевской «оттепели» и эпохи «застоя»  

          С 1956 года до середины 1980-х происходит не только развитие плакатного искусства, но и его деградация.   

          После ХХ съезда КПСС давление государственной пропаганды уменьшилось. Как следствие фигура товарища Сталина исчезла из произведений искусств. Реабилитация коснулась не только невинной обвиненных жертв репрессий, но и агитационного искусства 1920-х, которое в 1930-х годах клеймилось как ранее “формалистское”. Дуновение ветерка свободы проникло в агитационные плакаты.  

          1950-1960-ые годы полны энтузиазма к новым свершениям. Пришло время покорителей космоса, целинных земель, открывателей новой сельскохозяйственной культуры и гостеприимных хозяев Фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Плакаты полны юношеского порыва, свежести и надежд на великие свершения.   

          Плакат “На VI всемирный фестиваль молодежи и студентов”, худ. Г. Солонин, 1956 г.  

           Плакат “Юноши и девушки колхозов, МТС, совхозов! Соревнуйтесь за высокие урожаи кукурузы! выращивайте кукурузу!”, худ. В. Тишкин, 1955 г.

          Плакат “До самой далекой планеты не так уж, друзья, далеко!”, худ. А. Винокуров, 1963 г.  

          К 1970-м годам меняется художественные средства выражения. Плакат от ярких красок, многообразности и детализации приходит к большей лаконичности и плоскостности. Большая тема строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) ещё призывает к стремлению к светлому будущему, однако… Резкий контраст между идеологией и реальностью становился всё более очевидным. Агитация, всё так же мелькающая на стенах домов и учреждений, уже не имеет прежнего отклика у населения.   

          Плакат “БАМ - труд и жизни школа”, худ. В. Механтьев, 1975 г.

          Плакат “Сквозь дебри и топи пробились к богатствам твоим, Сибирь!”, худ. Е. Вертоградов, 1976 г. 

           

          Отправьте фото удобным вам способом

            Создание плаката превратилось в простую формальность, художник не видел стимула к поиску новых творческих путей для воздействия на сознание зрителя. В Советском Союзе наступила стагнация, в полной мере отразившаяся на изобразительном искусстве.   

            Плакаты Перестройки  

            Совершенно обоснованно позднюю советскую эпоху 1985-1991 годов отождествляют с новым всплеском интереса к политическому плакату. В это время происходят кардинальные изменения в обществе и политической жизни страны. Переосмысление своего прошлого, новые большие надежды, борьба с системой и значение отдельной личности в текущей истории государства – вот острые темы повестки дня. Новый курс в будущее не мог обойтись без помощи плакатного искусства.  

            Казалось бы, плакаты 1980-х годов мало отличаются стилистики 1970-х. Художественное выражение и даже посыл остаются прежними. Однако с 1987 года с ростом накала политических дискуссий и критики системы художники начали проявлять больше творческой свободы. В приоритет становятся политические острота и значимость. Помимо критики власти на передний план выступают и социальные проблемы: рост наркомании и алкоголизма.    

            Плакат “Перестройка”, 1985-1987 гг. 

            Плакат “Зарыть меч войны!”, худ. В. Воронцов, 1987 г.  Плакат “Каждая лишняя должность - помеха делу!”, худ. И. Пилишенко, 1989 г.

            Дальнейшее развитие плакатного искусства идет по пути попыток удивить и поразить зрителя. Художнику становится важно выразить личную позицию. В изобразительном языке мы наблюдаем стелевую полифонию, где смешиваются монументальность, брежневский лаконизм, образность авангарда 1920-х и пестрота лубка. В это же время осуществляется попытка создать новые стандарты.  

            Можно с уверенностью сказать, что плакат вновь обрел политическую востребованность. Однако он утратил своего основного заказчика в лице государства.   

            Агитационное искусство всегда вызывало интерес коллекционеров. И потому политический плакат ценится на рынке антиквариата и винтажа и как предмет коллекционирования, так и предмет интерьера.   

            Антикварный клуб “Raritetus” может приобрести Вашу подборку советских плакатов и бесплатно произвести экспертную оценку онлайн.

             

            Отправьте фото удобным вам способом



              Рейтинг статьи: 0
              Похожие статьи
              Вербилки: фарфор 18-21 веков, клеймо, стоимость фарфоровой посуды и статуэток 28.04.2022 в 10:48
              Мейсенский фарфор: история, отличия, клейма и подделки, стоимость изделий 28.04.2022 в 12:21
              Банкнота сто долларов США: история на долларовых купюрах, как отличить фальшивку 22.04.2022 в 09:24
              Как продать открытки СССР и где? Стоимость старинных открыток и почтовых карточек 07.04.2022 в 10:43
              Можно ли продать советские бумажные деньги? Какая у них цена? 28.03.2022 в 09:20
              Кузнецовский фарфор: история завода, клейма, сколько стоит фарфор Кузнецова 13.05.2022 в 02:03
              Изготовление нагрудных знаков СССР: материал, технология, эмали, крепление 19.05.2022 в 12:32
              Пишущая машинка: история печатных машинок, принципы работы, виды и модели 18.05.2022 в 09:49
              Советские игрушки: какие старые игрушки СССР ценятся 19.05.2022 в 02:27
              Дмитрий Виноградов: фарфор, история создания, клейма,  биография, причина смерти 19.05.2022 в 03:06