Кузнецовский фарфор




Raritetus
  1. Первые заводы семьи Кузнецовых
  2. Матвей Сидорович Кузнецов – новый век фарфорового производства
  3. Учреждение «Товарищества»
  4. Покупка мануфактуры Гарднера
  5. Секреты успешности предприятий Кузнецова
  6. Расширение бизнеса Кузнецовых в 20 веке
  7. Конец эпохи «товарищества» и национализация предприятия
  8. Клейма фарфора Кузнецовых
  9. Стоимость кузнецовского фарфора сегодня

Марка кузнецовского фарфора – одна из самых узнаваемых в России, а фигура русского коммерсанта Матвея Сидоровича Кузнецова, основателя «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», играет важную роль в истории развития отечественной фарфоровой промышленности. Будучи талантливым предпринимателем и искусным маркетологом, Матвей Кузнецов создал свою фарфоровую империю, расширил и укрепил доставшееся ему по наследству производство, вывел его на европейский уровень.  

Отправьте фото удобным вам способом

    Истоки фарфорового бизнеса Кузнецовых  

     Датой рождения кузнецовского фарфора можно считать 1812 г., когда Яков Сергеевич Кузнецов, прадед Матвея Кузнецова, основал первый небольшой завод в Гжели. Масштабы и ассортимент изделий были небольшими, но уже тогда они отличались от продукции конкурентов высоким качеством. Гжель была известна добычей глины, что позволяло экономить на транспортировке к заводу, а дорогая древесина для растопки была со временем заменена более дешевым торфом.  

    После смерти Якова Сергеевича его дело унаследовали сыновья, а затем и внуки. Каждый вносил свой вклад в развитие семейного дела, и за несколько десятилетий было основано еще несколько мануфактур, среди которых Дулевский фарфоровый завод (1832 г.) и Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика (1841 г.). Внимательно изучив рынок, Кузнецовы вывели свою формулу коммерческого успеха. Для их фарфоровых производств была разработана продуманная технологическая цепочка и система разделения на цеха формовки, обжига, художественной росписи, сортировки и хранения упрощала и удешевляла процесс изготовления фарфора. Фарфоровые изделия перестали быть чем-то недоступным.

    Декоративная тарелка, цветочный узор, фарфор, фабрика М.С. Кузнецова, ручная роспись, Российская империя, 2-я половина 19-го века

       Фарфор, который изготавливался на фабриках Кузнецовых, отличался не только качеством, но и яркой привлекательной росписью. Будучи опытными промышленниками, они отбирали самые красивые работы конкурентов и старались переманить к себе опытных художников. Особым мастерством росписи и позолоты славились художники с фабрики купца Сафронова. В 1850-х завод Сафронова был полностью выкуплен Кузнецовыми, а оборудование перенесено в Дулево.   

    Фарфоровый магнат Матвей Сидорович Кузнецов  

    Наибольшего расцвета империя Кузнецовых достигла при Матвее Сидоровиче Кузнецове. На первых этапах управления семейным бизнесом ему пришлось столкнуться с финансовыми проблемами, которые стали следствием поспешных и необдуманных управленческих решений: в 1870 г. по его настоянию было выкуплен попавший в долги фарфоровый завод Ауэрбаха (позже Конаковский фаянсовый завод) и взята в аренду убыточная фаянсовая фабрика белгородского купца И. Никитина. После этих неудачных коммерческих решений М.С. Кузнецов был объявлен банкротом, а управление предприятиями взял на себя Петр Иванович Ануфриев. Он принял много нововведений, которые усовершенствовали производственный процесс, улучшили качество продукции, заложили основу для будущей фарфоровой монополии. В этот период на фабрике начинает производиться эксклюзивный фарфор, используются новые технологии росписи, нанесения изображений: к примеру, посуда часто покрывалась цветной эмалью. Качественная и яркая, она привлекала все больше покупателей не только в России, но и в Европе.  

    Чайная пара, фарфор, фабрика М.С. Кузнецова, Российская империя, 1864-1889 г.
     

    «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» 

    В 1887 году Матвей Кузнецов учредил «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий», в которое  вошли 7 предприятий. Для того чтобы удовлетворить растущий спрос покупателей, он посылал своих представителей в разные части страны, чтобы собрать больше данных, изменить ассортимент или добавить то, чего в нем не хватало. Так, вскоре после создания товарищества, Кузнецов наладил экспорт продукции на Ближний Восток. Учитывая национальные особенности и предлагая товар по низкой цене, он вскоре  вытеснил европейских поставщиков.  Фабрика Кузнецова поставляла ту посуду, которая была востребована: пиалы, кальянные чаши, блюда. Роспись для экспорта также была особой и представляла собой восточные орнаменты, тематические сценки или арабскую вязь.   

    Настенная тарелка, фабрика М.С. Кузнецова, Российская империя, 2-я половина 19-го века

    Ориентируясь на новые требования, фабрики начали выпускать простую «трактирную» посуду с росписью крупными и яркими цветами. В этот период на заводе в Дулево появилась знаменитая роспись «агашками». Название произошло от имени Агафья, а сама роспись завоевала признание покупателей и стала своеобразным символом дулевского фарфора. Не обладая профессиональными художественными навыками, работницы использовали нехитрые приемы росписи. Так родился незатейливый узор, изображающий розу. Он наносился либо широкой кистью, либо пальцами. 

    Чайная пара с цветочным декором «агашки», фарфор, ручная роспись, золочение, Дулевский фарфоровый завод («Дулево»), СССР, 1968-1991 гг.

    Приобретение завода Франца Гарднера в Вербилках   

     Следующим этапом расширения фарфорового бизнеса была покупка Матвеем Сидоровичем Кузнецовым в 1891 г. мануфактуры Франца Гарднера в Вербилках. Он стремился занять еще одну нишу и начать производство по лучшим образцам западноевропейского фарфора. Предприятие Гарднера, на котором работали саксонские мастера, как нельзя лучше подходило для этих целей, а его финансовое состояние пришло в упадок, что позволило Кузнецову выгодно выкупить фабрику Гарднера у его наследников. Вместе с цехами и технологиями Матвею Кузнецову достался бренд высококлассного фарфора, который уже завоевал доверие среди высших слоев общества. Кузнецов продолжил ставить клеймо Гарднера на изделия,  которые выпускали в Вербилках, что во многом облегчило ему cбыт - двуглавый орел был знаком признания и высочайшего качества.    

    Пара чайная с цветочным декором и рельефным бортом, фарфор, деколь, мануфактура Гарднера, Российская Империя, 1880-1910 гг.

    Отправьте фото удобным вам способом

      Современные технологии и коммерческий подход 

      Все фабрики Кузнецова были оснащены самым современным оборудованием, и качественный фарфор выпускался в больших объемах. Кузнецов одним из первых начал использовать европейские формовочные аппараты для изготовления прочных кофейных и чайных чашек.  В производстве использовались различные техники перенесения рисунков на фарфор, которые заменяли трудоемкую ручную роспись – трафареты, декольки. Так как продукция была ориентирована в первую очередь на массового потребителя, Кузнецов не уделял большого внимания живописной составляющей, а рабочие, которые занимались росписью на его заводах, чаще не имели художественного образования. Это во многом определило свободный, народный дух в декоре кузнецовского фарфорового промысла. 

      В попытках завоевать место среди производителей дорогого фарфора и выделиться среди конкурентов, Матвей Сидорович Кузнецов много экспериментировал с дизайном, старался следить за изменяющимися художественными течениями и следовать им. Он переманивал художников с других заводов, приглашал сотрудничать выдающихся живописцев. В конце 19 – начале 20 века в живописи, архитектуре, скульптуре  бушевал стиль модерн, который нашел отражение и в кузнецовском фарфоре: изящная позолота, симметрия, переплетающиеся цветочные узоры. Модерн повилял на роспись и на форму посуды – часто она напоминала цветочные бутоны, а иногда детали повторяли точные геометрические орнаменты. 

      В 1889 году Михаил Врубель создал эскиз для росписи блюда «Садко». Роспись была превращена в трафарет и наносилась на посуду.    

       

      Декоративное блюдо, роспись «Садко» М.А. Врубель. Дулевский фарфоровый завод, 1899-1900 гг.
       

      Начало XX века. Кузнецовская фарфоровая монополия  

      К началу нового, 20 века на долю Товарищества приходилось 75% всего фарфорового производства в Российской Империи. Кузнецов также был назначен официальным поставщиком фарфора для императорского двора и в 1896 году был удостоен чести изготовить сувенирные кружки с императорским гербом для раздачи на Ходынском поле во время празднования коронации Императора Николая II.  

      У Кузнецовых была широкая сеть сбыта. Почти в каждом крупном городе был магазин кузнецовского фарфора и торговые представители на крупных ярмарках. Главным конкурентом кузнецовской монополии был Императорский фарфоровый завод, который долгое время сохранял за собой первенство выпуска эксклюзивного классического фарфора.  

      Памятный стакан на коронацию Николая II, фаянс, фабрика М.С. Кузнецова, Российская Империя, 1890 г. В это время ассортимент фарфоровых предметов был самым разнообразным. Фабрики выпускали посуду на любой вкус и кошелек. Крестьяне могли купить простую дешевую посуду, средний класс приобретал сервизы, декорированные «дворянскими» росписями, а для высшего сословия производился позолоченный снаружи и изнутри фарфор. Кроме посуды на фабриках делали украшения для интерьера, фарфоровые скульптуры, фаянсовые умывальные чаши и ванны. 

      Национализация производства 

       В 1917 г., спустя шесть лет после смерти Матвея Кузнецова «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий» было национализировано. Все заводы, кроме фабрики в Риге, отошли государству. В послевоенное время фабрики продолжали работать бесперебойно благодаря отлаженной схеме и представляли собой отдельные предприятия. Многие были переименованы, некоторые ликвидированы. Ассортимент изменился, к нему добавился агитационный фарфор с изображением советских лозунгов и эмблем. Изделия, которые создавались художниками и скульпторами на бывших кузнецовских предприятиях стали лучшими образцами советского фарфора.    

      Клейма кузнецовского фарфора 

      Так как в составе «Товарищества» было 7 различных фарфоровых заводов, то их клейма также отличались. С 1872 года Матвей Сидорович Кузнецов получил право использовать двуглавого орла – это был знак высочайшего признания. После основания «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий» к гребу добавлялось слово «товарищество» в различных вариациях.  Можно выделить следующие группы:     











      Ранние клейма









      Первые клейма наносились путем вдавливания в фарфоровую массу, а затем прокрашивались синей или зеленой краской.













      Клейма Дулевского завода (1832—1917)











      Самая многочисленная группа клейм. Завод в Дулево был первым предприятием Кузнецовых, и есть много вариаций клейм, которые ставились на дулевский фарфор. К примеру, на клейма изделий, предназначенных для экспорта на Восток, добавлялись надписи на арабском языке. 













      Клейма завода в д. Короткой (1840-е — начало 1850-х.)  











      Известно только одно клеймо завода в деревне Короткая, поэтому посуда  с таким клеймом ценится очень высоко из-за его редкости. 













      Клейма завода в Риге (1843-1917)











      Рижские клейма, как и многие, делятся на два основных типа – до учреждения «Товарищества» и после.
























      Клейма Тверского завода (бывшая фабрика Ауэрбаха), (1870-1917)











      Клейма разделяются на две группы – до образования «Товарищества» и после.











      Клейма Будянского фаянсового завода (1894-1917)











      С 1894 г. на фарфор, изготовленный на заводе в Будах, ставилось зеленое клеймо Кузнецовых с гербом.











      Клейма Гарднеровского завода в Вербилках (1891 -1917)











      Так как марка фарфора Вербилок  ценилась очень высоко, Кузнецов, будучи прозорливым бизнесменом, принял решение оставить клеймо Гарднера.













      Клейма фабрики в Рыбинске  (1894-1917)











      Ассортимент завода в Рыбинске ограничивался в первую очередь фарфоровыми сервизами, вазами,  а также товарами, предназначенными для экспорта в страны Востока.



       

       

       

      Цены на кузнецовский фарфор  

      Цены на старинный фарфор Кузнецова могут быть очень разными. Это связано с тем, что фабрики Кузнецова выпускали фарфоровую продукцию в промышленных масштабах. Цена может зависеть от многих факторов:

                          • сохранность; 
                          • дата изготовления;
                          • тираж;
                          • роспись/деколь;
                          • позолота;
                          • клеймо.

      На рынке антикварного фарфора можно найти самые разнообразные изделия: сервизы, чайные пары, декоративные тарелки, блюда, соусники, фигурки и многие другие предметы для сервировки или украшения интерьера.    

       Чайные пары   

      Большой популярностью среди коллекционеров пользуются чайные и кофейные пары. Они могут быть как простые, так и подарочные - с тематической росписью, позолотой, юбилейные или изготовленные специально к какому-то событию. Стоимость такой чайной пары на аукционе может достигать 70-80 тыс. рублей.    

      Чайная пара с декором в «русском» стиле. Россия. Московская губ. Фабрика М.С. Кузнецова. 1890-е

      Декоративные тарелки и блюда   

      Декоративные тарелки, которые изготавливались как памятные сувениры, сегодня не являются большой редкостью, но отдельные редкие экземпляры с росписью и позолотой в хорошей сохранности могут стоить до 35 тысяч. Существуют отдельные и очень редкие предметы, например, фарфоровая тарелка, представляющая собой настенный календарь на 1887 год, была продана на аукционе за 100 000 рублей.    

      Тарелка «Ресторан Верхних торговых рядов». Россия, село Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии, завод «Товарищество М.С.Кузнецова». 1892–1917 гг. 

      Тарелка «Стенной календарь на 1887 год». Россия, Ф-ка М.С.Кузнецова в Тверской губернии. 1887 г. 

      Соусники/масленки  

      Так как на заводах Кузнецова производили много самых разных типов посуды, среди них есть те, которые являются наиболее редкими и востребованными на современном антикварном рынке. Например, соусники, масленки или сырные доски.   

      Сырная доска, 19 век 

      Сервизы  

       Найти полный кузнецовский фарфоровый сервиз, произведенный до 1917 г., в хорошем состоянии – большая удача. В зависимости от количества предметов, года выпуска, редкости и сохранности стоимость такого сервиза может доходит до 300 тыс. рублей.   

      Чайный сервиз на 6 персон. Рижская фабрика М.С. Кузнецова, 1872 – 1887 гг.

      Фарфоровые статуэтки   

       Заводы Кузнецова специализировались в первую очередь на выпуске посуды, и далеко не на каждой фабрике изготавливались декоративные фарфоровые фигурки. Самыми качественными и ценными сегодня считаются скульптуры, выпущенные заводами Гарднера в Вербилках. После того как Матвей Кузнецов выкупил завод Гарднера в Вербилках, он не стал менять ассортимент, и скульпторы продолжали создавать настоящие фарфоровые произведения искусства и расписывать их вручную. Сегодня стоимость таких статуэток, изготовленных после 1891 г., может достигать 250 – 300 тыс. рублей.      

      Коллекционная редкая скульптура «Девушка в восточном костюме»  Мануфактура Ф.Я. Гарднера, 1890-е.
      Тверская фабрика М.С. Кузнецова также занималась выпуском разнообразных предметов интерьера, которые украшали будуары, камины и туалетные  столики. Помимо декоративных фигурок, на фабрике изготавливали и полезные мелочи – пресс-папье, чернильницы, пепельницы и многое другое.  

      Коллекционная редкая фаянсовая скульптура «Охотничья собака» (пресс-папье). Тверская фабрика. Товарищества М.С. Кузнецова, 1880-1889 гг. 

      Купить кузнецовский фарфор можно в антикварном интернет-магазине «Однажды», где представлен большой ассортимент подлинных фарфоровых изделий на любой вкус и кошелек. Компания осуществляет бережную упаковку и доставку товаров по РФ.

      Если вы хотите продать кузнецовский фарфор, то обратитесь в сервис по оценке и выкупу антикварного фарфора от Антикварного клуба «Раритетус». Наши специалисты смогут по фото определить сохранность и цену фарфора, а также помогут разобраться в разнообразии клейм «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий».

      Отправьте фото удобным вам способом



        Похожие статьи
        Агитационные плакаты: дореволюционные пропагандистские плакаты и периода СССР 11.05.2022 в 02:36
        Фарфор Вербилок: история, фарфор Гарднера, что производил ДФЗ завод Вербилки, клеймо 28.04.2022 в 10:48
        Мейсенский фарфор: клейма (фото), история фарфора Мейсен, как отличить подделку 28.04.2022 в 12:21
        Банкнота сто долларов США: история на долларовых купюрах, как отличить фальшивку 22.04.2022 в 09:24
        Как продать открытки СССР и где? Стоимость старинных открыток и почтовых карточек 07.04.2022 в 10:43
        Изготовление нагрудных знаков СССР: материал, технология, эмали, крепление 19.05.2022 в 12:32
        Печатные машинки: история, первая пишущая машинка. Виды и модели печатных машин 18.05.2022 в 09:49
        Советские игрушки: история по годам, какие старые игрушки СССР отражали советскую эпоху 19.05.2022 в 02:27
        Дмитрий Виноградов: фарфор, история создания, клейма,  биография, причина смерти 19.05.2022 в 03:06
        Значки ГТО СССР: Готов к труду и обороне и Будь готов к труду и обороне 23.05.2022 в 07:11