Фарфор Вербилок




Raritetus
  1. Гарднеровский период
  2. Кузнецовский период
  3. Советский и постсоветский период
  4. Знаменитые коллекции и самые дорогие изделия

Услышав слово «Вербилки», многие представят себе большие чайные сервизы, расписанные крупными цветами или ягодами, из которых так приятно пить душистый чай с бабушкиным вареньем. Да и встретить такие сервизы чаще всего можно в домах и квартирах людей старшего поколения. Какими особенными качествами обладал этот фарфор, если каждая семья хотела иметь дома чайную пару или статуэтку, выполненную на фабрике Вербилки? Секрет одного из ведущих производителей отечественного фарфора заключается в многолетней истории качества, мастерства и творчества. 

«Мишка на санях (Медведь на тройке)», 1950-е, Дмитровский фарфоровый завод

 

Отправьте фото удобным вам способом
      

    Франц Гарднер – прародитель российского фарфора 

     В 1766 году в поселке Вербилки шотландский купец Франц Гарднер организовал первую в России частную мануфактуру по производству фарфора. Предприимчивый шотландец в первую очередь заручился поддержкой Императрицы Екатерины II и подарил ей четыре великолепных фарфоровых сервиза. Получив покровительство и особое разрешение использовать в качестве клейма изображение московского герба, Гарднер обеспечил себе коммерческий успех. Будучи прозорливым коммерсантом, он понимал, что не каждый может позволить себе дорогой импортный саксонский фарфор, и начал развивать массовое производство фарфоровой посуды, составив таким образом конкуренцию Императорскому фарфоровому заводу. 

    Пара чайная с цветочным декором и рельефным бортом, фарфор, деколь, мануфактура Гарднера, Российская Империя, 1880-1910 гг.
    Так как первые мастера, создававшие и расписывавшие гарднеровский фарфор, прибыли в Российскую Империю из прославленного города Мейсена в Германии, посуда очень походила на европейскую. Только позднее – в XX веке, -  художники и художницы фабрики Гарднера начнут искать собственный неповторимый стиль росписи.  

    Фарфоровые изделия периода XVIII-XIX вв. высоко ценятся коллекционерами и знатоками, а некоторые достойны звания музейного экспоната. Определить принадлежность фарфора к Гарднеровскому периоду можно по клейму. Первые изделия Гарднера имитировали клеймо Мейсенского фарфора – две скрещенные шпаги, которые зачастую упрощались до буквы X. Рядом с такими скрещенными линиями могла находиться латинская буква G или фамилия GARDNER целиком. В 1830-е годы на фарфоре начал появляться символично изображенный  Георгий Победоносец  - московский герб. В последующие годы клеймо Гарднера стало более четкими и прорисованным, а к Георгию Победоносцу добавили двуглавого орла  - высочайший и почетный знак качества, которым был отмечен фарфор.  

    Клеймо фабрики Франца Гарднера
       

    Возрождение производства фарфора   

     После смерти Гарднера в 1796 году мануфактура еще какое-то время работала в полную силу, но со временем художественный уровень изделий и их качество начали снижаться. Возможно, причиной тому стали преемники Франца Яковлевича, которые не унаследовали его предприимчивости и предпринимательской хватки, а также экономические последствия Крымской войны и ухудшение положения британских подданных в Российской Империи. Так или иначе, к середине XIX века дело пришло в упадок.  

    В 1892 г. русский промышленник Матвей Сидорович Кузнецов решил возродить производство фарфора в Вербилках и приобрел фабрику Гарднера. Ему достались не просто промышленные здания и передовые технологии, а узнаваемый бренд с полуторавековой историей. Более того, Кузнецов продолжил ставить на изделия клеймо Гарднера вплоть до национализации фабрики в 1917 г., что позволяло ему без проблем находить покупателей на фарфор Вербилок. Ассортимент изделий мало изменился по сравнению с гарднеровским периодом: сервизы, блюда, вазы, фарфоровые скульптуры. 

    Чайная пара с цветочным декором, фарфор, крытье, деколь с дорисовкой, Дмитровский фарфоровый завод ( «Вербилки»), СССР, 1917-1940 гг.
    Среди особо ценных изделий кузнецовского периода можно отметить серию фарфоровой посуды с изображениями эпизодов Отечественной войны 1812 года, а также коллекцию, приуроченную к 300-летию дома Романовых.  

     

    Отправьте фото удобным вам способом
       

      Советский период в истории фарфора Вербилок 

      После Октябрьской Революции 1917 года предприятие Кузнецова, как и многие другие, было национализировано и переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. Первое время из стен завода выходили изделия, созданные по кузнецовским образцам, но постепенно их вытеснила массовая продукция: агитационный фарфор, статуэтки по мотивам русских народных сказок, большой ассортимент недорогих чайных сервизов. В это время на заводе в Вербилках начинают работать выдающиеся художники и скульпторы: Е.П. Смирнов, А.А. Чечулина, С.М. Орлов., чьи работы получили мировое признание, принесли заводу в Вербилках золотую медаль Всемирной выставки в Париже.  

      Ваза агитационная  «Флаг ВМФ СССР», фарфор, деколь, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.

      В первые несколько десятилетий существования Дмитровского фарфорового завода клеймо представляло собой герб РСФСР, чуть позднее герб сменяет изображение чайника, затем аббревиатура ДФЗ – Вербилки, и уже в период с 1965 по 1991 год символом фарфора Вербилок стало знакомое всем изображение лося. 

      В 1991 году завод был выкуплен работниками и переименован в ЗАО «Фарфор Вербилок», а позднее в «Мануфактура Гарднеръ в Вербилках». Сегодня фабрика продолжает работу и выпускает самый разнообразный фарфор. Среди ассортимента есть недорогие сервизы и коллекционные, фигурки, а также особая серия «Францъ Гарднеръ»: сервизы, чайные пары, кофейные чашечки, конфетницы, фруктовницы и статуэтки, воссозданные по образцам и шаблонам XIX века.

      Клеймо "Фарфора Вербилок", wikipedia.com

        

      Самые знаменитые фарфоровые изделия Вербилок

      Сервизы 

      Как и любое фарфоровое предприятие, завод в Вербилках производил большое количество посуды, в первую очередь, сервизы. Если говорить о фарфоре Вербилок, то именно орденскими сервизами, созданными для Императрицы Екатерины Великой, мануфактура Гарднера заслужила высочайшее признание. Разумеется, эти сервизы, среди которых Георгиевский (1777 – 1778), Андреевский (1778 – 1780), Александровский (1778 – 1780), Владимирский (1783 – 1785), сегодня являются музейными экспонатами и хранятся в собрании Государственного Эрмитажа.  

      Сервиз чайный «Горюн трава», тет-а-тет с растительным декором (11 предм.), фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод, с. Вербилки, СССР, 1965-1991 гг. 

      Набор из шести чайных пар, фарфор, роспись, крытьё, золочение, Дмитровский фарфоровый завод, с. Вербилки, СССР, 1954-1965 гг.

      Тем не менее рабочие и художники на фабрике Гарднера, производили и менее дорогостоящие фарфоровую посуду и сервизы, доступные не только коронованным особам. Сегодня можно найти уцелевшие кофейные или чайные сервизы XIX – начала XX века, расписанные нежными цветами или золотыми узорами. Особенно ценятся полные сервизы в хорошей сохранности, также в оценке учитывается редкая роспись или сюжет.

      Начиная с 50-60-х годов XX века на Дмитровском заводе в Вербилках было создано множество форм чайных сервизов -  «Золотая роза»,  «Сибирь»,  «Барбарис»,  «Русский»,  «Витязь». Огромной популярностью пользовался сервиз «Рыбки». Такие сервизы в СССР стоили недорого и были практически в каждом доме, поэтому ценность их не очень высокая. 

      Фарфоровые статуэтки  

      Герои «Волшебного фонаря»  

       Огромной популярностью среди населения пользовались фарфоровые статуэтки. Первые фигурки на заводе Гарднера или, как их еще называли, фарфоровые «куклы» создавались по мотивам литературных произведений. В 1817 году в Петербурге появилось иллюстрированное издание «Волшебный фонарь, или Зрелище с.-петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию». Простые жители, изображенные в книге, стали прекрасными прототипами для создания фарфоровых скульптур. Сегодня такие статуэтки встречаются достаточно редко, а на редкие образцы цена может достигать нескольких миллионов рублей. 

      Фигурки торговцев и рабочих пользовались большой популярностью. Со временем были созданы еще несколько коллекций фарфоровых статуэток по мотивам крестьянского быта - серия «Франтов» и «Франтих».  

      Скульптуры «Кучер и блинник», Скульптура «Сбитенщик» из серии «Волшебный фонарь». Завод Гарднера. Конец 1810-х – 1820-е годы. Фарфор; роспись  

      «Народы России»

      Особую художественную и культурную ценность представляет коллекция «Народы России», которая была создана художниками мануфактуры Гарднера по мотивам издания «Этнографическое описание народов России» («Description Ethnografique des peuples de la Russie») французского исследователя-этнографа Т. Де Паули. Всего серия состояла из 50 бисквитных фигурок, выполненных по цветным литографиям из книги. Сегодня на рынке антиквариата можно встретить экземпляры XIX века, дореволюционного кузнецовского периода, а также советские вариации. 

      Фарфоровая скульптурная группа «Грузинки» (серия «Народы России»), Гарднер, бисквит, к. 19 в., н. 20 в.

       

      Отправьте фото удобным вам способом
         

        Казак и Балда: фигурки советского периода

        Фарфоровые статуэтки, которые производились в Вербилках в период СССР ценятся не так высоко, в первую очередь, из-за большого тиража. Сегодня на рынке антиквариата можно встретить много статуэток, произведенных Дмитровским фарфоровым заводом с 1917 до 1991 года, но даже среди них встречаются редкие экземпляры. Среди самых ценных: 

                • Статуэтка «Балда с чертом играют в карты», скульптор  А.Завалов – особой популярностью среди скульпторов и художников пользовались сказки, народные легенды и фольклор. Одна из самых дорогих фарфоровых скульптур – это сценка из сказки А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде»;
                • Статуэтка «Иванушка на Коньке-Горбунке», скульптор С.М. Орлов, 1938 г. – сказочная  и яркая композиция была создана ведущим скульптором ДФЗ Сергеем Михайловичем Орловым по мотивам любимой всеми сказки Ершова. Стоимость «Конька-Горбунка» в хорошем состоянии, - у фигурки много мелких и хрупких деталей, - может быть очень высокой;
                • Статуэтка «Казак на коне», скульптор С.М. Орлов, 1950 г. – еще одно творение выдающегося скульптора. Вам очень повезет, если сможете найти такую статуэтку в идеальном состоянии. Особое внимание стоит обращать на сгибы суставов у коня – в этих местах чаще всего появляются утраты;
                • Триптих «Царевна - лягушка» - еще одна сказочная серия, созданная художником-скульптором Н.А. Лотовым, в которую вошли три фигурки: «Старший брат с боярской дочкой», «Средний брат с купеческой дочкой», «Иван-царевич и лягушка»;
                • Статуэтка «Башкирский танец», скульптор Т. Нечаева и «Русский танец», скульптор О. Артамонова - изначально художницами задумывались композиции из двух танцоров – мужчины и женщины. Сегодня можно найти их по-отдельности, а стоимость пары будет выше.

        Существует еще много прекрасных фигурок, цена которых хоть и не бьет рекорды аукционов, но также достигает нескольких десятков тысяч рублей. К примеру:

                • «Сплетницы», «Купальщица», «Мать и сын», «Художница» (скульптор М. Пермяк);
                • «Гимнастки» (К. Горбашева);
                • «Клоун с шарами» и «Наездница» из цирковой серии (С. Орлова);
                • «Машенька и медведи» (С. Асерьянц).

        Изделия из разных фарфоровых серий: «Зоопарк», «Животные», «Репка», в зависимости от клейма, сохранности, тиража также продаются и покупаются по довольно высоким ценам. Цена же менее популярных фарфоровых изделий может варьироваться от одной до нескольких тысяч рублей. 

        Статуэтка  «Сидящая балерина», фарфор, роспись, золочение, люстр, автор О. Артамонова, Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки), СССР, 1954-1965 гг.

        Статуэтка  «Клоун», фарфор, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод, с. Вербилки, скульптор С.М. Орлов, СССР, 1954-1965 гг.

        Приобрести фарфор Вербилок в хорошей и отличной сохранности можно в антикварном интернет-магазине «Однажды». Опытные эксперты помогут подобрать товар для вашей коллекции или в подарок. В магазине представлены винтажные изделия, антикварные и эксклюзивные коллекционные предметы XIX и XX веков.

        Если вы хотите продать коллекционный фарфор Вербилок, вы можете воспользоваться услугами Антикварного клуба «Raritetus», который осуществляет скупку фарфора и предлагает бесплатную онлайн оценку по фото. Для этого необходимо предоставить качественные фотографии изделия с разных ракурсов – клеймо, наличие сколов и реставрации, утрата краски или позолоты.

         

        Отправьте фото удобным вам способом
            



          Рейтинг статьи: +1
          Похожие статьи
          Мейсенский фарфор: клейма (фото), история фарфора Мейсен, как отличить подделку 28.04.2022 в 12:21
          Банкнота сто долларов США: история на долларовых купюрах, как отличить фальшивку 22.04.2022 в 09:24
          Как продать открытки СССР и где? Стоимость старинных открыток и почтовых карточек 07.04.2022 в 10:43
          Можно ли продать советские бумажные деньги? Какая у них цена? 28.03.2022 в 09:20
          Где можно продать картину, выставить на аукцион, что примет онлайн галерея 30.03.2022 в 02:31
          Агитационные плакаты: дореволюционные пропагандистские плакаты и периода СССР 11.05.2022 в 02:36
          Фарфор Кузнецова: история и клейма кузнецовского фарфора, какие изделия Кузнецова ценятся 13.05.2022 в 02:03
          Изготовление нагрудных знаков СССР: материал, технология, эмали, крепление 19.05.2022 в 12:32
          Печатные машинки: история, первая пишущая машинка. Виды и модели печатных машин 18.05.2022 в 09:49
          Советские игрушки: история по годам, какие старые игрушки СССР отражали советскую эпоху 19.05.2022 в 02:27