Бронницкий фарфоровый завод «Возрождение»




Raritetus
  1. История завода
  2. Фарфористы
  3. Клейма «Возрождения» по годам

Бронницкий фарфоровый завод «Возрождение» запустили в 1966 году как предприятие по изготовлению сувенирного новгородского фарфора. В идее названия «Возрождение» был заложен глубокий смысл, означающий возрождение народных традиций и промыслов, культуры древнего Новгорода, изучение истории России. Художники Бронницкого фарфорового завода «Возрождения» Т. Гаврилова, В. Смоляр и их преемники с большим уважением и чувством отнеслись к задаче создания предметов искусства из фарфора в национальном стиле. Мастера смогли воплотить в изделиях мотивы новгородской скани, монументальных росписей новгородских храмов, орнаменты древних церковных книг, цветочные орнаменты русского севера.

Штоф

Отправьте фото удобным вам способом

    История создания Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение»

    Производство фарфора на севере России началось в конце XIX века благодаря представителю династии Кузнецовых Ивану Емельяновичу. Выкупив у Петра Рейхеля небольшую, но убыточную, гончарную фабрику, специализирующуюся на изготовлении простой бытовой посуды и «белья» под роспись, Кузнецов в 1892 году перезапускает производство. Налаживать выпуск фарфора приезжают мастера, получившие опыт на многочисленных семейных фабриках. Вскоре о кузнецовской продукции, качество которой заметно выросло, заговорили, стали активно покупать. Фарфоровая фабрика получила название Бронницкой, по имени близлежащего города. Так Кузнецовы стали монополистами в производстве фарфора и стекла на севере России, объединив в товарищество четыре фабрики – Волховскую, Грузинскую, Чудовскую и Бронницкую.

    В первые годы советской власти Бронницкую фабрику национализировали. Производство восстанавливали медленно, так как большая часть оборудования была утрачена, выпуск моделей возобновили по старым образцам. Только после гражданской войны удалось добиться бесперебойной работы. В это время Бронницкой фабрике дают соответствующее советскому времени наименование – «Пролетарий». В ассортимент активно включают агитационные модели, а кузнецовские формы постепенно упрощаются и сходят на нет. Вместо ручной росписи все чаще применяют деколь.

    В 1944 году, после возвращения оборудования из эвакуации в Красноярск, завод «Пролетарий» возрождается, а для подготовки молодых кадров открыли художественное учебное заведение. В 1960-е годы здесь производят тонкостенный фарфор. Объемы производства возрастают до 50 млн. шт. в год. Массовую продукцию оформляют, шелкографией, деколями, которые по эскизам завода делали в Дулеве. Дулевский стиль с крупными цветами и листьями нашел отражение в рисунках «Пролетария». Развивали и мелкую пластику, опираясь на традиции русской игрушки. Создавали прикладные предметы – шкатулки, подсвечники, штофы. Завод «Пролетарий» просуществовал до 2006 года.

    Чайница

    В 1966 году совместными усилиями фабрики «Пролетарий» и комбината «Стройфаянс» был создан в качестве творческого эксперимента Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение». Целью создания такого отдельного предприятия было восполнение потребности в сувенирной продукции, выполненной в национальных традициях. Новгород 60-х годов, наряду с Суздалем и Владимиром, становится культурно-историческим центром. Туристы приезжали в город для погружения в историю Древней Руси, знакомились с древнерусским искусством, традициями северного района страны.

    Штоф

    Мастера по фарфору Бронницкого завода «Возрождение»

    Если на заводе «Пролетарий» основное внимание уделяли массовой продукции, то Бронницкому фарфоровому заводу «Возрождение» поставили задачу разработать стилевую концепцию сувенирной продукции. Сложность состояла в том, что качество сырья, а использовали отработанный материал «Пролетария», было невысоким. Художники «Возрождения» блестяще справились с задачей: Тамара Александровна Гаврилова и Владимир Владимирович Смоляр решили применить технологию кобальтового крытья. Перед тем как изделие покрыть глазурью, в неё добавляли кобальт. По кобальтовой глазури наносили роспись белыми бликами и золотом. Для декора применяли росписи солями металлов, использовали люстровое покрытие.

    Гаврилова Т.А.
    Ваза "Цветение"

    Ведущей темой завода «Возрождение» стала новгородика, вопросы истории и искусства средневекового города. Форма и роспись изделий перекликались с древней новгородской архитектурой. Терема, башенки, купола церквей, зубцы крепостных стен вдохновляли скульпторов на стилизованные формы. В орнаментах раскрывались темы росписей новгородских храмов, примером служила витиеватая вязь ювелирных изделий, украшенных сканью. В узорах за источник брали русскую плетенку. Но создавались и экспериментальные работы в стиле модерн, обращались к лубку, в основу фарфоровых изделий выбирались литературные, фольклорные, исторические персонажи.

    Солонка. Новгородские купола
    Александр Невский
     
    Кувшин "Ильмень"


    Художник Тамара Александровна Гаврилова пришла работать на новгородский завод «Возрождение» после окончания ЛВХПУ имени В.И. Мухиной. С 1967 года Т. Гаврилова работает над созданием форм и росписей по фарфору. Лучшие работы мастера экспонировались на крупнейших выставках, приобретались музеями. Своим творчеством Гаврилова внесла значительный вклад в формирование декоративно-прикладного искусства Новгорода. Тема древнерусского города отчетливо проявляется в работах художницы.

    Кофейник

    В форме кувшина из питьевого набора «Богатырь» просматривается образ богатыря, в центре тулова расположен стилизованный щит, украшенный растительным узором, по краям расположен орнамент в виде плетения кольчуги.

    Кувшин для сока "Богатырь"

    Новгородская былина «Садко» послужила вдохновением для создания целого ряда работ Т. Гавриловой. Это и фигурки героев, икорницы в виде рыбок, вазы и подсвечники, в которых прослеживается форма ладьи, в изображениях присутствовали волнообразные линии.



    Гаврилова. Садко

    Ладья

    Отправьте фото удобным вам способом

      Ажурный узор крестецкой вышивки – народного новгородского промысла, стал источником вдохновения для набора посуды «Крестецкий мотив». Узор, имитирующий сквозное шитье по льняной ткани, состоит из кружков, квадратов, звезд, цветов.

      Сливочник. Крестецкий узор

      Широко раскрыта в творчестве Гавриловой тема скоморошества. Фигурки скоморохов, штофы с росписью наглядно, образно и с юмором представляют эту часть самобытной народной культуры.

      Штоф "Скороморох"

      Скоморохи

      Тамара Александровна Гаврилова создавала интерьерную скульптуру на бытовые сюжеты, детскую посуду, декоративные сувенирные блюда, юбилейные изделия.

      Декоративная тарелка

      Кувшин "Олимпийский"

      Работы художника Владимира Владимировича Смоляра представляли декоративную и сувенирную продукцию. В качестве памятных предметов туристы увозили с собой фарфоровую посуду, декорированную кобальтовым крытьем, на фоне которого золочением выполнены рисунки с видами Новгорода. В качестве декора Смоляр также использовал цветной люстр. Символические изображения ладьи, солнца часто включались в оформление памятной продукции Новгорода. Мелкая пластика мастера опирается на традиции народной игрушки. В формах чайных сервизов прослеживаются формы русских крынок, они украшены крупным растительным орнаментом.

      Чашка "Новгород"

      Сосуд сувенирный

      Смоляр. Статуэтка

      Чайник "солевой"

      В 1970-е в творческий коллектив приходят молодые художники О. Н. Чуракова, М. В. Андреева, А. А. Круглов, Ю. К. Андреев. В этот период отдается предпочтение авторским разработкам, которые несут высокую художественную составляющую. Ольга Николаевна Чуракова в своих работах часто обращалась к растительным и пейзажным мотивам. Она работала с подглазурной росписью.

      Ваза. Авт. Чуракова О.Н.

      Оригинально смотрятся изделия Ольги Николаевны, сочетающие необычные формы посуды и фигурки персонажей. Интерес представляют серии Чураковой «Карнавал» и «Отдых сельской молодежи».

      "Карнавал". Авт. Чуракова О.Н.Отдых сельской молодежи. Авт. Чуракова

      Андреева Марина Виссарионовна автор замечательных самобытных форм и росписей, оригинальных фарфоровых статуэток комплекта «Шахматы». Ее темами были русские сказки, близки художнице сюжеты театра и балета.

      "Русская сказка". Авт. Андреева

      Балет. Авт. Андреева М.

      Художником завода «Возрождение» Александром Сергеевичем Кругловым созданы работы, в декоре которых используются традиционные народные узоры. Также одной из любимых его тем была история родного края. Серия посуды «Бронница» оформлена пейзажами и зарисовками города.

      "Июнь". Авт. Круглов

      "Бронница". Авт. Круглов

      В 1990-е годы, ставшие переломными для фарфоровой промышленности России, заставили Бронницкий фарфоровый завод «Возрождение» пережить кризис. До 2004 года предприятие функционировало, а затем было признано нерентабельным и закрыто. Сегодня новгородский фарфор представляет интерес для коллекционеров, отдающих предпочтение народным мотивам в фарфоровых изделиях. Художественный фарфор «Возрождения» можно посмотреть и подробнее изучить в "Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике" и "Государственном музее художественной культуры Новгородской земли".

      Клейма Бронницкого завода «Возрождение»

      Клеймо Бронницкого завода «Возрождение» 1960-1971 годов состоит из аббревиатуры «БЗВ», это заглавные буквы названия завода. С 1971-1981 года в клейме изображается птица сирин, символизирующая возрождение народных традиций. С 1980 по 1990 годы на фарфоровые изделия ставили отметку в виде буквы «Б», оформленную в русском стиле.

      Клеймо

      Если Вы желаете продать фарфор Бронницкого завода «Возрождение», обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.

      Отправьте фото удобным вам способом



        Рейтинг статьи: 0
        Похожие статьи
        Довбышский фарфоровый завод: клеймо по годам, история, изделия из фарфора Довбыш 30.05.2023 в 12:59
        Таллинский ювелирный завод: клеймо Таллинского ювелирного завода, изделия, история 21.05.2023 в 10:36
        Фарфор Krautheim (Краутхайм): клеймо, история Krautheim Selb Bavaria, изделия 21.05.2023 в 08:49
        Кисловодский фарфор: клеймо Кисловодского фарфорового завода, история, изделия 21.05.2023 в 09:36
        Фарфор из ГДР Eisenberg Special Porcelain: клеймо SEP на фарфоре Айзенберг 21.05.2023 в 11:06
        Золинген (Solingen) - ножи, бритвы, ножницы, клеймо Золинген, история бренда 30.05.2023 в 03:09
        Фарфор «Каролина», Польша: клеймо Karolina, история завода, сервизы «Каролина» 31.05.2023 в 04:30
        Владивостокский фарфоровый завод: клеймо по годам, история Владивостокского фарфора 31.05.2023 в 05:07
        Фарфор Alka-Kunst Alboth & Kaiser Bavaria: клеймо, история завода, изделия 31.05.2023 в 05:37
        Фарфоровый завод «Пролетарий»: клейма, история Бронницкой фарфоровой фабрики 23.06.2023 в 06:54