Старые дореволюционные открытки Российской империи




Raritetus
  1. Что изображали на почтовых открытках в царской России?
  2. Художники, иллюстрировавшие дореволюционные открытки
  3. Сколько стоят дореволюционные открытки?

В Российской Империи пересылка по почте «открытых писем частного изготовления» (или привычнее - открыток) на бланках частного изготовления была разрешена распоряжением Министерства внутренних дел от 19 октября 1894 года. До этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству. Изначально оборотная сторона на дореволюционных открытках была предназначена только для почтового адреса, места для письма предусмотрено не было. 16 февраля 1904 года Главным управлением почты и телеграфов был установлен новый порядок печати открыток: адресная сторона была разделена на две половины вертикальной линией. Левая предназначалась для сообщения, а правая – для адреса, марок и прочих почтовых отметок. 

Открытка (открытое письмо) "Москва. Кремль" №2 Фон-Гиргенсон (дореволюционная) Оборотная сторона.  Открытка (открытое письмо) "Москва. Кремль" №2 Фон-Гиргенсон (дореволюционная)

Что изображали на почтовых открытках в царской России?

На сегодняшний день большую ценность представляет не только написанное на сохранившихся почтовых карточках, хотя, эта информация очень важна для историков и работников архивов. Лицевая часть почтовых старых открыток – вот, что привлекает коллекционеров-филократистов. На лицевой стороне размещались уникальные иллюстрации художников, архитектурные виды городов, дореволюционные фотографии интерьеров, людей и событий. Многие открытки печатались заранее в преддверии больших праздников   - Нового года, Рождества, Пасхи и многих других. Расцвет русской иллюстрированной открытки оказался очень коротким, и оборвался в 1917 году после Революции и Первой мировой войны, когда им на смену пришли многотысячные тиражи агитационных советских открыток, массово печатавшихся в начале XX века.

   

Отправьте фото удобным вам способом

    Открытки с городскими видами

    Первыми художественными открытками в Российской Империи принято считать карточки, украшенные цветочными композициями и видами достопримечательностей Москвы. Они были выпущены в 1895 году в Москве по заказу московского Торгового дома З. Закса и Ф. Ярреса литографией Высочайше утвержденного Товарищества печатного дела и торговли «И.Н. Кушнерев и Ко».  

    Открытка с видами Москвы. - М.: лит. И.Н. Кушнерев и Ко искл. прод. при торг. д. Закс и Яррес в Москве, 1895; 8,8х14,1 см. Картон, тоновая литография. Подписи на лицевой стороне.  

    В 1896 году свой набор видовых почтовых открыток выпустила известная полиграфическая фирма «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко». Сами карточки с видами Москвы были отпечатаны в московской типографии Ф.Ф. Эбе.

    Подборка из четырех открыток с видами городов Харькова и Киева. М.: фототипия Шерер, Набгольц и Ко, 1900-е гг.; 140х90 мм. 

    Рождественские открытки

    Традиция отправлять поздравительные открытки родным и друзьям практически утеряна в наши дни, а в конце XIX – начале XX года покупка и рассылка поздравительных открыток была неотъемлемой частью подготовки к любому празднику. Первые известные рождественские открытки печатались за границей и специально привозились в Российскую Империю. Такие открытки были очень дорогими, и позволить их себе могли лишь обеспеченные горожане. Первые рождественские открытки отечественного производства были выпущены Общиной святой Евгении в 1898 к светлому празднику Рождества. На первых, самых старых открытках были напечатаны репродукции картин русского художника Николая Каразина. В дальнейшем с Общиной сотрудничали такие выдающиеся мастера как Репина и Маковский. В 1903 году открытки создавались при активном участии «кружка А.Н. Бенуа» и «мирискусников» -   мастеров объединения «Мир искусства, таких как Бенуа, Яремич, Курбатов, Рерих. 

    Ряженые. Рождественская дореволюционная открытка по акварели Николая Каразина, 1898 г. 

    Популярность рождественских открыток росла очень быстро, и многие издательства накануне Рождества привлекали к созданию иллюстраций известных художников, фотографов, печатников. Можно было найти рождественскую карточку на любой вкус. В 1916 году специально к предпраздничному сезону Киевское издательство «Рассвет» выпустило каталог поздравительных открыток, предлагающий «рельефные изящной работы, выполненные блестящей эмалью и эмалью с золотом, глянцевые автохромовые, аристократические, на лучшем полотняном картоне в стиле модерн, бромо-серебряные, плюшевые, настоящие гравюрные с золотым обрезом...».

     

    Красовский А. К. С праздником Рождества Христова [Изоматериал] : [открытка]. - Киев: Рассвет, [1915] (Лит. С.В. Кульженко). - 1 л. : хромолитогр. ; 8,9х14 см.  Красовский А. К. С праздником Рождества Христова! [Изоматериал] : [открытка]. - Киев: Рассвет, [1915] (Лит. С.В. Кульженко). - 1 л. : хромолитогр. ; 8,9х14 см. 

    Новогодние дореволюционные открытки

    Новый Год, как и Рождество, был важным семейным праздником, который объединял родных и близких людей. Главными темами новогодних открыток в царской России были детские новогодние забавы: катки, санные прогулки, праздничные елки, а также изображения библейских персонажей, влюбленных пар, счастливых семей. Популярным сюжетом была также зимняя природа. В дореволюционной России считалось, что новогодняя открытка должна выражать пожелание счастья, поэтому на ней также часто изображали символы, приносящие удачу: например, подковы или клевер с четырьмя лепестками. Достижения техники подарили еще один сюжет для новогодних открыток. Когда в мире только появились поезда и железные дороги, они сразу же оказались на поздравительных карточках.

    Новогодняя открытка, 1909 г.  

       

    Отправьте фото удобным вам способом

      Дореволюционные пасхальные открытки

      Открытками в царской России поздравляли и с религиозными праздниками. Одной из общепринятых пасхальных традиций были поздравительные открытки с добрыми иллюстрациями или рисунками на библейскую тематику. Очень большое количество открыток выпускалось в странах Европы, в первую очередь, в Германии. Многие примеры дореволюционных открыток содержали изображения католических символов, на них угадывались силуэты готических соборов. Гораздо большим спросом пользовались открытки с православными сюжетами, более близкими русскому человеку. Производством пасхальных открыток занимались многие московские, петербургские, киевские издательства: «Ришар», «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг», «Отто Ренар», «Акционерное общество Гранберг», «Шерер, Набгольц и Ко», «Рассвет», а также уже упомянутая Община святой Евгении. 

      В. Кадулин. Киев. "Рассвет" - Петроград. То-во Р. Голике и А. Вильборг. 1915-1916. Цв. автотипия. Источник изображения: http://www.raruss.ru/

      В. Кадулин. Киев. "Рассвет" - Петроград. То-во Р. Голике и А. Вильборг. 1915-1916. Цв. автотипия.
      Ю. Мадернек. С.-Петербург, в пользу Общины Св. Евгении, лит. А. Ильина, 1902. " 150. Хромолитография. Серебро.

       

      Художники, иллюстрировавшие дореволюционные открытки

      Елизавета Меркурьевна Бем

      Одним из самых известных имен в тиражной графике малой графики считается имя художницы Елизаветы Меркурьевны Бем.  Она создала более трех сотен открыток, которые принесли ей широкую известность в России. Долгая деревенская жизнь оказала большое влияние на формирование стиля Елизаветы Бем. В качестве основы творчества она избрала детский образ в национальной русской одежде. Художница изображала детей самых разных возрастов и сословий, но главной отличительно чертой ее работ были добрые сюжеты. Очень красочно и разнообразно представлена на ее открытках русская зима и разные зимние забавы. Сегодня работы Бем представляют интерес для коллекционеров.

      Открытка (открытое письмо) "Милые бранятся только тешутся!" худ. Елизавета Бём 1990-е года. 

         

      Отправьте фото удобным вам способом
         

        Александр Алексеевич Лавров

        Александр Алексеевич Лавров был художником дореволюционного Общества Красного креста. Он создал множество иллюстраций для дореволюционных рождественских и пасхальных открыток, а также открытки на темы русских народных песен. Еще одной очень важной темой, которую раскрывал Александр Лавров в своих работах была война. Так же как и Елизавета Бем, Лавров выбрал детей главными героями своих сюжетов, но помещал их в совсем недетские ситуации, а именно – на поле сражения. Большую коллекционную ценность сегодня представляют открытки Лаврова из так называемой «патриотической серии», выпущенных в период Первой Мировой войны 1914-1918 годов.  Эти открытки больше всего были уместны на фронте, так как поддерживали моральный дух военных и вселяли в них веру в победу.

        Патриотические открытки А.А. Лаврова. 

        Николай Николаевич Каразин

        Первые почтовые карточки, выпущенные в России в 1898 году издательством Общиной святой Евгении Красного Креста., были проиллюстрированы известным художником Николаем Николаевичем Каразиным. Его акварели «Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом» пользовались большим успехом предопределили успех дальнейшей массовой печати иллюстрированных открыток в Российской Империи. Интересно, что работы Каразина, выполненные для почтовых карточек, в целом не отличались высокой художественностью. В конце XIX — начале XX века даже существовал термин «каразиновщина» как синоним непрофессионального рисунка.

        Н. Н. Каразин из серии «Как выращивают хлеб». Открытка II «Боронят» — СПб.: Попечительство Имп. Марии Фёдоровны о глухонемых; лит. А. Ильина, 1900-е. - 1 л.; 9,1х14,4 см.  Н. Н. Каразин из серии «Как выращивают хлеб». Открытка V «Везут с поля» — СПб.: Попечительство Имп. Марии Фёдоровны о глухонемых; лит. А. Ильина, 1900-е. - 1 л.; 9,1х14,4 см.  

        Алексей Иванович Транковский

        Известный художник-живописец Транковский знаменит не только своими масштабными полотнами, но и иллюстрациями для поздравительных открыток, которые сегодня являются гордостью многих коллекционеров-филокартистов. В начале XX века картины Транковского на народные и исторические темы пользовались большой популярностью, так как художник был внимателен не только к сюжету, но и к деталям.   Известно всего 15 картин Транковского, воспроизведенных на почтовых карточках, большая часть которых была напечатана издательством «Ришар». 

        А. И. Транковский. Катание яиц

        Сколько стоят дореволюционные открытки?

        Открытки дореволюционной эпохи вызывают большой интерес на рынке антиквариата. Их ценность определяется состоянием, тиражом, художественной составляющей, годом выпуска. Открытки более известных авторов ценятся выше, так же, как и открытки, выпущенные малыми тиражами или наиболее старинные экземпляры. К примеру, открытки Елизаветы Бем или Александра Лаврова в хорошем состоянии сегодня можно продать по цене от 2 тыс. рублей. Дешевле стоят многотиражные открытки, выпущенные Общиной святой Евгении – средняя цена таких открыток – около 300-500 рублей.

        Если вы хотите продать старинные дореволюционные открытки, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Наши специалисты помогут оценить их и предложить выгодную сумму выкупа. Вы можете заказать экспертную онлайн-оценку, прислав фото лицевой и оборотной сторон открытки, либо приехать в наш офис.

           

        Отправьте фото удобным вам способом