Старые цирковые афиши и плакаты




Raritetus
  1. Когда появились первые цирковые плакаты
  2. Плакаты зарубежных цирков
  3. Дореволюционные плакаты в России
  4. Советские плакаты

«Дамы и господа, а также наши юные друзья, не пропустите самое грандиозное шоу в мире!». Эти слова, написанные яркими буквами на красочных афишах, зазывали людей на цирковые представления. Чтобы добиться успеха в каждом новом городе или районе, важно было одну неделю рекламировать свое шоу, которое часто длилось всего один день. Искусство создания привлекающих внимание цирковых плакатов было важным маркетинговым ходом и могло обеспечить владельцу цирка новых посетителей и хорошую прибыль. Чтобы опередить конкурентов, необходимо было создать узнаваемый, отличающийся от других, бренд, выбрать привлекающий зевак сюжет для афиши, разместить на видном месте даты цирковых спектаклей.  Афиши рекламировали самые невероятные номера, а для описания использовались такие слова как «храбрейший», «всемирно известный», «экзотический». Плакаты обещали зрителям рычащих львов из дальней Африки и слонов с экзотического Востока, акробатов, исполняющих смелые номера в воздухе, и наездниц в сверкающих костюмах. Художикам было важно изобразить цирковых артистов и зверей реалистично, захватывающе, и для цирковых афиш создавались уникальные иллюстрации. Сегодня старый цирковой плакат является предметом коллекционирования.  

Мистер Эф. Томпсон - американский чемпион по дрессировке слонов. 

   

Отправьте фото удобным вам способом

    Когда появились цирковые афиши?

    Термин "цирк" описывает представление, в котором принимает участие труппа артистов. В цирковом шоу могут участвовать клоуны, акробаты, дрессированные животные, музыканты, танцоры, канатоходцы, жонглеры, фокусники, чревовещатели. Для многих история цирка начинается с англичанина Филиппа Эстли, а для других его истоки уходят гораздо дальше - во времена Римской империи.

    Изображение на средневековой немецкой гравюре выступления цирковых артистов, шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, эквилибристика, дрессированные животные (змеи). 

    Хотя Филипп Эстли не является изобретателем цирка, его считают отцом современного цирка. В 1768 году Эстли, искусный наездник, начал проводить показательные выступления с трюковой верховой ездой в «амфитеатре Эстли» - помещении, напоминающем современную цирковую арену. В 1770 году он нанял акробатов, канатоходцев, жонглеров и клоуна, чтобы заполнить паузы между конными выступлениями, и таким образом создал формат, который позже был назван "цирком". 

    Иллюстрация из книги «Лондонский микрокосм» Уильяма Генри, 1808-1810 гг

    Появление первых профессиональных цирковых коллективов в начале XIX века стало отправной точкой для истории цирковых афиш. Одним из самых старых примеров рекламы цирковых шоу считается анонс выступлений конно-театральной группы Пепина и Брешара. Самый старый постоянно действующий театр в англоязычном мире и самый старый театр в Соединенных Штатах, Уолнат-стрит театр в Филадельфии был построен Пепином и Брешаром в 1809 году. Ими также были построены театры во многих городах Америки и Канады. Афиша монреальского цирка 1812 года является классическим примером текстового плаката – в нем использованы броские, гротескные шрифты, большими буквами выделены главные моменты в шоу: бенефис мистера Кодета, шоу фейерверков и номер канатоходцев.

       

    Отправьте фото удобным вам способом

       

      Монреальский цирк, Бенефис мистера Кодета и шоу фейерверков. Одна из компаний Пепина и Брешара. 1812 г. 

      Зарубежные плакаты

      Для создания иллюстрированных плакатов в начале XIX века использовали деревянные блоки для ксилографии – создания гравюры на дереве. Поскольку оборудование было дорогими, а гравюры сложными в изготовлении, печатники использовали их снова и снова для различных плакатов. Многие ранние афиши, напечатанные на белой бумаге, содержали название представления, а дата была прикреплялась поверх позднее в специально отведенном месте.

      Распространение литографической печати, изобретенной в 1798 году немцем Алоизием Зенефельдер, радикально изменило производство афиш. Первые десятилетия после своего появления этот метод использовался довольно редко, но к 1880-м годам он стал незаменимым инструментом для печатников.

      Типографии привлекали лучших художников для создания афиш цирковых программ. Однако лишь немногие из них подписывали свои работы. Хотя некоторые иллюстраторы специализировались на определенных темах, большинство работали в командах, создавая плакаты на конвейерной основе. Поэтому современным коллекционерам, интересующимся старыми цирковыми афишами, они известны в первую очередь по компаниям, которые их печатали, а не по художникам, которые их создавали.

      Цирковой постер, 1890 г. Из коллекции Библиотеки Конгресса. 

      Великобритания

      Родоначальник современного циркового дела Филип Эстли был родом из Великобритании. Его последователи создали множество известных цирковых шоу, память о которых сегодня сохранилась благодаря старинным цирковым афишам. В 1824 году управление амфитеатром Эстли перешло к цирковому артисту и "отцу британского циркового конного искусства" Эндрю Дакроу (1793 - 1842). Дакроу был не только наездником, но и настоящим цирковым режиссером. Он ставил не просто цирковые представления, а грандиозные конные зрелища со сменой декораций, красивыми костюмами и драматическими театральными эффектами, такими как имитация грома. Афиши использовались для того, чтобы рассказать публике о появлении любых интересных новых номеров труппы. После окончания Наполеоновских войн особенно популярными сюжетами для афиш были представления, имитирующие настоящие конные сражения. 

      Плакат, рекламирующий конное представление "Битва при Альме" в Королевском амфитеатре Эстли, литография Г. Вебба и Ко, 1854 год. 

      Викторианская эпоха считается золотым веком в истории английского цирка. В середине XIX века в Великобритании работали сотни трупп. Главным развлечением по-прежнему оставались трюки, но появилось множество других представлений, включая водный цирк, где цирковое кольцо заливалось водой. Популярность цирков была настолько велика, что многие театры также включали в репертуар жонглеров и воздушные номера.

      Пабло Фэнк был британским наездником, артистом и первым зарегистрированным темнокожим владельцем одного из самых крупных цирков. В 20 веке история этого антрепренера вновь завоевала популярность благодаря тому, что афишу цирка Пабло Фэнка купил Джон Леннон. Эта покупка вдохновила группу «Битлз» на создание песни «Бенефис мистера Кайта!» в 1967 году.

      Афиша Королевского цирка Пабло Фанке 1843 года, вдохновившая Битлз на написание песни «Бенефис мистера Кайта!». 

      Соединенные Штаты Америки

      Цирк уже был очень популярным явлением в Англии, когда он наконец-то появился в Америке. Главным действующем лицом в истории американского цирка считается Финеас Тейлор Барнум. Антрепренёр и шоумен Барнум в возрасте 65 лет стал владельцем «Большого разъездного музея, зверинца, каравана и ипподрома П.Т. Барнума», а затем совместно с Джеймсом Бейли организовал «Величайшее шоу на Земле». Афиши с таким названием привлекали к себе публику и приносили владельцам огромные прибыли. Труппа гастролировала не только по США, но и по Европе. Для разных стран создавались уникальные плакаты с различными сюжетами. Сегодня в частных и музейных коллекциях хранятся красочные и яркие афиши на разных языках. Главное в американских плакатах - размах и натуралистичность в передаче происходящего. Всегда присутствует фраза, характеризующая успешность и уникальность цирка или артиста и название цирка большими буквами.

       

      Афиши «Величайшего шоу Барнума и Бейли на земле» на английском и немецком. Афиши «Величайшего шоу Барнума и Бейли на земле» на английском и немецком. 

       

      В конце XIX века мировую известность получил африканский слон Джамбо, который выступал в цирке Барнума.  В честь прибытия слона в Нью-Йорк 9 апреля 1882 года был устроен большой цирковой парад — шествие по Бродвею. Джамбо стал главным героем цирковых афиш, а представления с его участием имели бешеную популярность.

      Джамбо и его смотритель Мэтью Скотт. Цирковая афиша. США, около 1882. 

         

      Отправьте фото удобным вам способом

        Франция

        Родина импрессионистов стала местом, где создавались не только уникальные представления, но и красивые цирковые афиши. Цирк в современном для нас понимании появился во Франции только в конце XVIII века. Важную роль в зарождении французского цирка сыграла итальянская семья Франкони. В 1817 году они открыли известный цирк под названием «Олимпик». Еще одним популярным заведением был «Зимний цирк». Постеры французских цирков сегодня представляют большую коллекционную ценность и отличаются от американских и английских плакатов особой художественностью. 

         Плакат для «Зимнего цирка», 1880-1900 гг. 

        Цирковые плакаты царской России

        В эпоху Александра I В Российскую Империю часто приезжали бродячие цирковые труппы из Европы. Среди дореволюционных афиш очень часто встречаются плакаты американских и европейских представлений. 

        Расцвет цирка пришелся на время правления императора Николая I и на конец XIX века. Первый каменный стационарный цирк появился в Санкт Петербурге в 1877 году и был основан итальянским наездником и дрессировщиком лошадей Гаэтано Чинизелли. Основными персонажами на афишах цирка Чинзелли были наездники и наездницы.

        Цирк Чинзелли

        Цирковые афиши СССР

        Одним из самых известных советских цирков начала XX века считается «Уголок дедушки Дурова». В 1919 году, основатель одной из самых знаменитых российских цирковых династий Владимир Леонидович Дуров передал свой дом, музей и коллекцию животных в ведение Наркомпроса. Самая знаменитая афиша -  «Дуровская железная дорога» изображала знаменитый аттракцион с животными, придуманный Дуровым.

         Цирковая афиша «Госцирк. Дуровская железная дорога». Москва: Издание ЦУГЦ (Центральное управление госцирками). Хромолитография.

        Советские плакаты во второй половине XX века отличает абстрактность, яркие цветовые пятна. Так как советские цирки имели постоянные помещения, то необходимость указывать название и адрес отпадала, и на первый план выходили персонажи, известные в советском цирке: клоуны, дрессировщики, акробаты. Среди них изображения знаменитых клоунов Олега Попова, Юрия Никулина, клоуна Карандаша и многих других. Клоуны и дрессировщики чаще всего изображались портретно, а акробаты и эквилибристы - в процессе выполнения эффектного трюка. 

         

        Если вы хотите продать старинные плакаты, связанные с цирковым искусством, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами компании по скупке и оценке антиквариата «Raritetus». Вы можете прислать фото и заказать бесплатную экспертную онлайн-оценку афиш или приехать к нам в офис. Наши специалисты помогут оценить их и предложат выгодную цену.

           

        Отправьте фото удобным вам способом