Бугульминский фарфоровый завод




Raritetus
  1. История БФЗ
  2. Каталог клейм по годам

Бугульминский фарфоровый завод за время своего существования никогда не был лидером в списке главных советских производителей фарфора. Завод выпускал низкотемпературный фарфор для общепита. Художественное направление не было приоритетным. За производство скульптуры в национальном стиле, декоративных предметов на БФЗ отвечал экспериментальный цех. Всплеск интереса к продукции завода был связан с налаженным выпуском фарфоровых изделий, покрытых цветной глазурью. В конце 1980-х начале 1990-х годов БФЗ поставлял посуду в Югославию, Италию, Францию. Важной вехой в истории завода была недолговременное сотрудничество с компанией ИКЕА. Расскажем подробнее как это было.

 Кофейный сервиз. Бугульминский фарфоровый завод

Отправьте фото удобным вам способом

    История Бугульминского фарфорового завода

    Решение о постройке фарфорового завода в городе Бугульма Татарской республики было принято в 1969 году. После утверждения проекта приступили к масштабному строительству, которое закончилось в декабре 1975 года. Первая тарелка Бугульминского фарфорового завода сошла с конвейера 20 января 1976 года. Планировалось, что завод будет обеспечивать предприятия советского общественного питания недорогой практичной посудой. Уже спустя пять месяцев работы с одиннадцати поточных линий сходило около 2.5 миллионов столовых глубоких и мелких тарелок, кружек, бокалов, пепельниц, горшочков, солонок. Посуда не обладала особым изяществом, не отличалась красотой и изысканностью декора. Это были обычные белые тарелки, иногда их украшал скромный синий кант по борту. Главное качество бугульминского фарфора – это его практичность и дешевизна. Такие качества делали его привлекательным для повседневного использования в столовых и закусочных. Посуду выпускали из низкотемпературного фарфора. На вид этот фарфор толще и грубее высокотемпературного, он слабо просвечивается и характеризуется повышенной пористостью. Изделия покрывали белой или кремовой глухой глазурью, обжигали однократно при температуре 1160-1250 градусов. Таким образом укороченный цикл формования и изготовления составлял всего шесть часов, вместо 36. Отходы были минимальны, затраты на персонал не высоки. Но несмотря на высокую механизацию процессов, каждое изделие проходило ручную доработку и проверку мастеров завода.

    Тарелка "Общепит"

    Клеймо "Общепит"

    Шагом вперед в развитии и совершенствовании производства, улучшения качества и ассортимента было создание экспериментального участка по выпуску целого семейства комплектной продукции. Это помогло довести заводу объем производства до 37 млн штук фарфоровых изделий, не уступающих мировым образцам. В производство внедрили туннельную высокопроизводительную печь для обжига полых предметов. Экспериментальный цех Бугульминского завода занимался выпуском художественной мелкой пластики.

    Статуэтка "Девочка с черникой"

    Это были небольшие колоритные статуэтки, выполненные с любовью к национальным традициям и костюму. Выпускали декоративные вазочки и блюда, детскую посуду.

    Статуэтка Бугульминского ФЗ

    Бугульминский фарфоровый завод не стоял на месте в плане модернизации и улучшения качества. На заводе работала центральная заводская лаборатория, которая проверяла производственные операции, осуществляла химико-технологический контроль.

    Чашка чайная. Бугульминский фарфоровый завод.

    В лаборатории разработали и внедрили цветные глазури, определив тенденцию в развитии бытового фарфора. Производство и рецепт цветной глазури вещь не простая. Именно глазурь придает черепку блеск, оттенок и водонепроницаемость. Глазурь – представляет собой жидкую массу из истолченного стекла, к которому добавляют оксиды металлов, пигменты и другие химические элементы. Опытные мастера разрабатывали составы глазури для получения ярких сочных цветов после обжига. Бугульминский завод представлял цветную посуду на выставках, обратив на себя внимание не только российских, но и зарубежных заказчиков посуды.

    Фотография из Календаря «Бугульминский фарфоровый завод»

    В 1990-е годы предприятие переживало экономический кризис, лишившись поставок дешевой украинской глины. Налаженные цепочки сбыта были прерваны, долгосрочные контракты в условиях неопределённости не заключались. Но у Бугульминского фарфорового завода, который в таких условиях мог бы непременно обанкротиться, сложилась более счастливая судьба. Внимание шведской компании ИКЕА привлекла цветная посуда БФЗ.
    Однотонная цветная посуда – стильная и яркая набирала популярность, она создавала строгий, но в то же время праздничный вид. Выбор ИКЕА в пользу Бугульминского фарфорового завода был основан на оптимальном сочетании качества и цены. Завод предлагал недорогую продукцию, которая отвечала стандартам и требованиям сетевой шведской компании. Для выпуска цветных тарелок и пиал под брендом ИКЕА в Бугульму поставляли специальную краску из Швеции. Для своих магазинов ИКЕА заказывала посуду фирменных цветов – голубого и светло-зеленого. Такой ограниченный выбор способствовал узнаваемости марки, подделать пигмент было сложно.

    Набор посуды ИКЕА

    Отправьте фото удобным вам способом

      Для Бугульминского завода контракт с ИКЕА обеспечивал ежемесячную выручку около 60-70 тысяч евро. Каждый месяц 7-8 еврофур покидали здание Бугульминского завода и отправлялись в торговые точки во Франции, Германии, Италии. Конечно, в результате такого сотрудничества БФЗ пришлось отказаться от собственной идентичности, но завод мог платить заработную плату сотрудникам, оплачивать расходы на электричество, газ, минимизировать риски по сбыту готовой продукции.

      В это же время, в начале 2000-х годов Бугульминской завод заключает соглашение с французской компанией СEST. Для широкой сети гипермаркетов наладили выпуск посуды с годовым объемом 1,6 млн. евро.

      Положение компании не устраивало руководство завода. Бугульминский фарфор с 2000 года входил в состав Группы Компаний DOMO. По контрактам с зарубежными компаниями оплата посуды шла по минимальным ценам. Старое оборудование требовало модернизации, необходимы были инвестиции. Члены управленческой команды искали альтернативные варианты развития фарфорового завода. Возникла идея производить сантехнику, но в силу отсталости инфраструктуры, реализовать проект не удалось. Контракты с иностранными компаниями руководство посчитало невыгодными. Сбыт передали федеральному дистрибьютору. Отсутствие инвестиций, снижение спроса на фарфоровые изделия в условиях конкуренции с дешевым китайским товаром приводили к тому, что выпуск посуды терял свою привлекательность.

      Чайник. Бугульминский ФЗ

      В 2008 году задолженность Бугульминского завода перед кредиторами составила более 50 млн. рублей. В декабре 2008 года по указанию собственника «Бугульминский фарфор» был законсервирован.

      Клейма Бугульминского фарфорового завода

      Бугульминский фарфоровый завод для подтверждения места и времени производства своей продукции ставил два вида клейма. С 1976 по 1982 год клеймо представляло собой стилизованную букву «Б». Клеймо ставили на посудные формы из фарфора - столовые тарелки белого цвета, глазурованные, без росписи. На посуду для предприятий общественного питания ставили отметку «Общепит».

      Клеймо Бугульминского ФЗ

      На предметы экспериментального цеха, где производили фарфоровые статуэтки, декоративные кружки для минеральной воды, пепельницы, карандашницы клеймо не ставили. К изделиями приклеивали этикетку, на которой было указано название, артикул, цена. Очевидно, что бумажные наклейки часто не сохранялись, что затрудняет идентификацию Бугульминского фарфора. Определить Бугульминский фарфор можно по известным формам, которые использовались на БФЗ.

      С 1982 по 1996 годы клеймо Бугульминского фарфорового завода ставится как на посудные формы – чайные и кофейные сервизы, также и на вазы для цветов, менажницы, пиалы, шкатулки, декоративные блюда, памятные кружки.

      Чашка детская

      Клеймо
      Клейма БФЗ

      Если Вы желаете продать фарфор Бугульминского завода, обратитесь к экспертам компании «Raritetus». Специалисты оценят фарфор по фотографиям, которые можно предоставить любым удобным для Вас способом. Если Вы хотите получить консультацию вживую, приезжайте к нам офис. Вам предложат выгодную сумму выкупа.

      Отправьте фото удобным вам способом



        Похожие статьи
        Фаянс и фарфор Villeroy & Boch: история, изделия, клейма Villeroy & Boch 13.09.2023 в 11:17
        Польский фарфор Chodziez: клеймо по годам, история фарфора Ходзеж, изделия 04.09.2023 в 12:53
        Японская посуда Yamatsu: история бренда, клейма Yamatsu (Japan) на фарфоре 04.09.2023 в 12:14
        Самовары завода «Штамп»: клеймо, история Тульского машиностроительного завода 28.08.2023 в 05:55
        Как и где продать монеты: через интернет, аукцион, скупку | Как оценить монету 05.06.2022 в 11:12
        Артель «Прогресс»: статуэтки из фарфора артели «Прогресс», клеймо, история 11.10.2023 в 02:57
        Фабрика «Братья Хеннеберг»: клейма «Bracia Henneberg», история и изделия 12.10.2023 в 03:46
        Монеты, которые можно продать за большие деньги: какие монеты ищут коллекционеры 19.10.2023 в 11:19
        Сертификат подлинности монет: где получить, как проверить по номеру 23.10.2023 в 05:17
        Речицкий фарфоровый завод: клеймо по годам, история фарфора РФЗ, изделия 24.10.2023 в 08:00