- История Ленинградского завода художественного стекла
- Маркировка изделий Ленинградского завода художественного стекла
Ленинградский завод художественного стекла благодаря новаторским подходам специалистов в свое время стоял на одной профессиональной ступени с такими мировыми производствами художественного стеклоделия, как французский завод Lalique и итальянская фабрика на острове Мурано. В лучшие годы развития на Ленинградском заводе стеклянных изделий были выпущены образцы, которые и сегодня можно назвать гордостью советского декоративно-прикладного искусства.
История завода ЛЗХС
Датой основания завода считается 9 апреля 1940 года. Однако на самом деле у завода ЛЗХС история создания начинается с 1777 года. С года основания Императорского стеклянного завода, который в конце XIX века объединили с фарфоровым заводом, располагавшимся в Стеклянном городке, в те годы, Санкт-Петербурга.
В 1911 году (по некоторым источникам, в 1912) состоялось открытие зеркального цеха Петроградского промышленного сообщества, которое вместе со стеклянным производством самостоятельно функционировало вплоть до революции 1917 г. В послереволюционные годы предприятие было национализировано и в 24 году переименовано в Деминскую Ленинградскую зеркальную фабрику.
Деминскую фабрику включают в состав Петроградского промышленного объединения, но ненадолго. Вскоре производство переходит в ведение Государственного треста, который в 1926 году переименовывают в «Химическую зеркальную фабрику» и передают «Ленинградстеклу».
В 1935 году на фабрике запускается цех по производству стекла и вместе с ним выпуск посуды. Однако, посуда обжигалась в единственной печи, поэтому выпускаемые партии были крайне небольшими.
Весной 1940 года Народные комиссары СССР, рассмотрев инициативу скульптора Веры Мухиной, писателя Алексея Толстого и профессора Качалова, предложили открыть мастерскую по художественному стеклу. С этим экспериментальным цехом и связана дата основания завода ЛЗХС. Руководить новым производством предстояло Институту имени Ленсовета. Н.Н. Качалов был назначен научным руководителем, а В.И. Мухина - художественным. Была поставлена задача освоить новейшие методы технологий художественного стекла и разработать продукцию современного дизайна.
Благодаря усилиям энтузиастов на производстве быстро наладили выпуск новой продукции. В том числе всем известные граненые стаканы и легендарные барные кружки. Барная кружка, кстати, хоть и была разработана в годы развития производства, но массово стала выпускаться только в 60-е годы. Ее до сих пор выпускает Гусь-Хрустальный стекольный завод. Впрочем, также, как и граненые стаканы.
Дальнейшему развитию завода помешала война. В конце 41-го основное производство остановили, но был налажен выпуск продукции для медсанчастей.
Осенью 1947 года Качалов и Мухина обращаются к Правительству СССР с просьбой запустить стекольное производство. Руководство страны, охваченное целью возродить советскую промышленность, немедленно пошло на встречу. В 1948 году завод вновь заработал, став частью союза «Росстеклохрусталь». Теперь он носил название - «Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды». Тогда же состоялось открытие музея Ленинградского стекольного завода.
Специализируясь на товарах массового потребления, предприятие иногда выпускает продукцию из бесцветных и цветных стекол, выполненную по авторским эскизам. Изделия производили путем выдувания с применением техники декорирования стекла «краклэ» и алмазным шлифованием.
Большим достижением тех лет становиться инновационная разработка по производству сульфидно-цинкового стекла. Новые способы варки позволяли варьировать прозрачность стекла вплоть до полной матовости. Благодаря чему изделия можно было окрашивать в любой цвет. Были освоены методы гравировки и росписи стеклянных поверхностей, а также технологии изготовления многослойного стекла. В тоже время был создан знаменитый декор «Мороз».
В 1949-1950 годах цеха обновили и переоборудовали. Активно работали научно-исследовательские лаборатории. Не менее активно шла подготовка профессиональных кадров в области художественного стеклоделия. Предприятие стремительно развивается и очень скоро становится ведущим заводом художественного стекла в СССР.
Начиная с лета 1966 г. предприятию дают новое название - «Ленинградский завод художественного стекла» (ЛЗХС). А в 1967 году завод переходит на узкую специализацию и занимается исключительно производством хрустальной посуды и сувениров. В 70-е на фабрике работают преимущественно с бесцветным хрусталем. Товары из цветного хрусталя производятся малыми партиями. Будучи когда-то экспериментальным цехом Ленинградский завод становится передовым предприятием Советского Союза.
В 1992 году завод ЛЗХС еще является одним из крупнейших стекольных заводов новой России, но уже не принадлежит полностью государству, а представляет собой арендное предприятие с тем же названием - «Ленинградский завод художественного стекла». У владельцев завода были большие планы. Однако система самофинансирования не оправдала себя. В постперестроечные годы доходы россиян были малы, за счет чего покупательская способность была значительно снижена. К тому же увеличилось количество конкурентов, предлагавших потребителю импортную продукцию.
В начале января 97-го на Ленинградском заводе были остановлены все производственные цеха. В конце января решением Суда города Санкт-Петербурга арендное предприятие «ЛЗХС» было официально закрыто. Самые достойные работы были отданы в Елагиноостровский музей. Переданная коллекция насчитывала более восьми тысяч экземпляров, которые отражают творчество эпохи стеклоделия СССР.
Из самых примечательных производственных заказов ЛЗХС можно выделить пятиметровые колонны из стекла с барельефами для станции метрополитена. Впрочем, авторских работ было сделано немало. Специалисты ЛЗХС удостаивались наград на многих выставках, в том числе и Международных. Самое большое число работ по экспериментальным эскизам было выпущено в 70 и 80-х годах.
Однако и в более ранние периоды мастера завода радовали публику своими шедеврами. Так, в 58 году на Брюссельской выставке эстонская художница П. Оямаа получает награду за вазу «Клевер». А к юбилеям Иосифа Сталина создавались монументальные вазы. В 1949 году - ваза «Юбилейная» и в 1954 - ваза «Дружба».
Клеймо и маркировка продукции ЛЗХС
Стеклянную посуду и хрусталь ЛЗХС маркировали этикетками-наклейками. До 1980 года этикетки делали из фольги. В 80-е и 90-е годы этикетки стали бумажными.
Во времена Деминской зеркальной фабрики на изделиях присутствовало рифленое клеймо в виде трех букв «ЛЗФ»
Благодаря практичности и высокому качеству в многих семьях сохранилась посуда, выпущенная Ленинградским заводом художественного стекла. Если и у вас есть изделия ЛЗХС, и вы желаете оценить ее стоимость или продать посуду, обращайтесь в клуб «Раритетус». Специалисты клуба оценят изделия по фото и предложат хорошую цену.