Нэцкэ - фигурки из Японии




Raritetus
  1. Что такое нэцкэ, и чем они отличаются от окимоно?
  2. История появления фигурок нэцкэ
  3. Возникновение школ резчиков-нэцукэси
  4. Типология нэцкэ
  5. Древнее искусство изготовления нэцкэ
  6. Что означают материалы, из которых изготавливались нэцкэ
  7. Сюжеты нэцкэ
  8. Всегда ли мастера подписывали фигурки?
  9. Где сегодня хранятся самые ценные нэцкэ?
  10. Что важно учесть при покупке нэцкэ?

Миниатюрная скульптура нэцкэ уже давно завоевала право считаться одним из символов японской культуры. Первые свидетельства появления нэцкэ в Японии приходятся на конец XVI века, и исследователи связывают это с военными походами японских воинов в Корею, в ходе которых в Японию попали китайские брелоки чжуйцзы. Настоящий расцвет этого искусства начинается во второй половине XVIII века, когда появляются первые  резчики нэцкэ. В XVIII и XIX веках популярность нэцкэ была так велика, что их изготовлением занимались не только сотни мастеров, оставивших на своих изделиях имена и печати, но и любители из всех слоев населения.

Заставка. Набор из четырех статуэток (нэцкэ и окимоно), изображающих персонажей восточной мифологии, композитный материал, резьба, Азия, 1990-2000 гг. 

   

Отправьте фото удобным вам способом

    Что это такое? Чем нэцкэ отличается от окимоно?

    По-японски слово нэцкэ («нэ-цукэ») пишется при помощи двух иероглифов, один из которых означает «корень», а второй - «прикреплять». В этих двух частях скрывается назначение фигурки. Для японского костюма было характерно отсутствие карманов, а единственной деталью одежды, к которой можно было что-то прикрепить был пояс. Изначально фигурки нэцкэ – это небольшой брелок, вырезанный из дерева, со сквозным отверстием (химотоси), через которое пропускали шнурок. На этих шнурках они могли носить кисет с табаком, связку ключей, трубку, кисть для письма или коробочку для парфюмерии или лекарств (инро). Шнурок перекидывали через пояс таким образом, что на одном конце находился кисет, а на другом – нэцкэ, которая выполняла функцию противовеса. Скульптура должна была быть компактной, прочной, чтобы удерживать предмет и идеально отполированной, чтобы острые углы не повредили тонкую шелковую ткань традиционной одежды японцев - кимоно.

    Активнее всего нэцкэ использовали в период правления династии Токугава (1603—1868 гг.). В это время был введен «закон против роскоши», который разделял «благородное» и «подлое» (низшее) сословия. Этот закон регулировал количество этажей в домах, стоимость тканей для одежды или игрушек для детей, продуктов. Одним из способов обойти этот закон и продемонстрировать свою состоятельность, вкус и положение в обществе были как раз фигурки нэцкэ.

    В японской культуре существовал еще один вид миниатюрных фигурок, которые назывались окимоно. Окимоно использовались для украшения интерьера. Окимоно в дословном переводе с японского означает «вещь, поставленная на обозрение». В японском доме фигурки окимоно ставили в специальную нишу - токонома.

    Статуэтка (окимоно) "Рыба Тай", клеймо мастера, самшит, оникс, тонировка, Япония, 1950-1960 гг. 

    История возникновения нэцкэ. Первые нэцкэ и их прототипы

    В Японии первые нэцкэ появились во второй половине XVI — начале XVII в, а дошедшие до наших дней миниатюрные предметы были созданы не раньше первой половины XVIII века. Одно из первых документарных подтверждений использования японцами нэцкэ – расписная ширма «Объездка лошадей», на которой один из всадников изображен с инро, прикрепленной к поясу. Исследователи полагают, что в складках его одежды прячется нэцкэ. Другой формой, которая предшествовала появлению нэцкэ, является обигурува — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и т. п. Такое кольцо встречается на свитках и картинах, изображающих монгольское вторжение в Японию в 1274-1281 гг., можно увидеть японских воинов с кольцами обигурава на поясе.

    Отряд конных самураев атакует монголов в бухте Хаката во время их первой высадки в Японии в 1274 г. Из свитка Моко Сюрай Экотоба (около 1293 г.).

    Сейчас достаточно сложно определить точное происхождение японских миниатюрных скульптур, но известно о существовании брелоков-противовесов у многих древних народов: и в Венгрии, на Крайнем Севере, в Эфиопии, Монголии и, конечно, Китае. В сущности, древние аналоги нэцкэ появлялись там, где традиционным считался костюм без карманов, но с поясом. Внешне японские нэцкэ очень близки китайским брелокам чжуй-цзы, или пэй-чуй, которые были популярны в период Мин (1368—1644) и были очень схожи по функциям и по оформлению. Тем не менее, влияние чжуй-цзы на развитие нэцкэ не следует переоценивать. Со временем в Японии на основе выработаны оригинальные формы и приемы, а также школы резьбы, введены новые сюжеты. В Японии нэцкэ превратились в самостоятельный и высокоразвитый вид искусства.

    Подбор нэцкэ (2 шт.), самшит, оникс, резьба, Япония, 1980-2000 гг. 

    Возникновение школ резчиков-нэцукэси. Известные мастера

    На протяжении долгого времени изготовление крошечной скульптуры оставалось побочным занятием не только скульпторов, но и других мастеров: керамистов, резчиков художественного лака, мебели, художников по металлу. Только в XVIII столетии и главным образом во второй его половине появились профессиональные резчики нэцкэ (нэцукэси). Сформировались разные направления и школы в таких крупных центрах как Осака, Эдо, Асакуса, Киото, Нагоя. Первый письменный источник, упоминающий мастеров нэцукэси — сборник Сокэн Кисё («Похвала украшениям мечей»). Он был выпущен торговцем Инабой Синъэмоном в 1781 г. и состоял из семи томов. Последний том включал в себя иллюстрированное описание работ 53 известных резчиков нэцкэ. Сегодня известны 19  традиционных японских школ резьбы: Эдо, Осака, Киото, Нагоя, Цу, Ямада, Гифу, Хида, Тамба, Ивами, Ивасиро, Хаката, Этидзэн, Вакаяма, Идзуми, Этиго, Kara, Ямато и Нара. Некоторые из них изучены чуть больше, а о других есть только несколько упоминаний.

    Школа Нагоя 

    Нагоя – столица провинции Овари, город, принадлежавший ветви правящей династии Токугава. Школа Нагоя выделяется среди провинциальных центров, так как испытывала прямое влияние трех крупнейших центров резьбы – Эдо, Осака и Киото.  По объему производства, количеству нэцукэси, по темпам развития нэцкэ школу Нагоя можно сравнить с Осака и Эдо. Но у школы Нагоя были и отличия – мастера Нагоя уделяли особое внимание флоре и фауне Японии – их фигурки изображали животных, птиц, насекомых, растения и даже грибы. Родоначальником школы считается мастер Кита Тамэтака, который работал в середине – второй половине XVIII в.). Его любимой темой были животные. Он изобразил все 12 животных китайского и японского зодиака. Хоть его сюжеты иногда повторялись, все фигурки были уникальными. Несколько нэцкэ Тамэтаки хранятся в Государственном Эрмитаже.

    Отряд конных самураев атакует монголов в бухте Хаката во время их первой высадки в Японии в 1274 г. Из свитка Моко Сюрай Экотоба (около 1293 г.).

      

    Отправьте фото удобным вам способом

      Школа Гифу

      Под влияние школы Нагоя попал еще один провинциальный центр  - школа Гифу – главный города провинции Мино. Как и  мастера школы Нагоя, резчики Гифу уделяли особое внимание природе. Одним из самых выдающихся мастеров школы Гифу был Бадзан (1838–1897). Знатокам нэцкэ он может быть известен своей знаменитой фигуркой, изображающей прогрызенную грушу с осой внутри. В своих работах он часто совмещал флору и фауну: насекомые сидели на листочках, фруктах овощах. По этой причине Базана часто относят к школе Нагоя. Он  работал с фактурами разных поверхностей, мог передать состояние предмета. Например, одна из его нэцкэ изображала подгнившую груш – Бадзан смог при помощи резца реалистично показать свернувшуюся кожуру, темные пятнышки, сердцевину. В 2020 году такая нэцкэ была продана на аукционе Bonhams за 5,5 тыс. евро.


      Деревянная нэцкэ с изображением гнилой груши, работа мастера Бадзана, 19 век. 

      Школа Эдо

      К середине XIX века в искусстве создания нэцкэ было накоплено много разных сюжетных и декоративных приемов. Мастера все чаще  использовали не только дерево и слоновую кость, но и необычные материалы: фарфор, металл, камень. Школа Эдо вобрала в себя все достижения мастеров нэцукэси, а работы эдских резчиков считаются шедеврами, демонстрирующими все выразительные возможности японской скульптуры.  Эдский стиль характеризуется более сложными композиционными решениями: мастера тееперь могли изображать не отдельного персонажа, а целую группу. Мастеров эдской школы также отличал гравированный орнамент на поверхности фигурок. Центральным мастером школы Эдо исследователи считают Томотику II (1800—1873 гг.). Часто в своих работах он изображал героев мифов, легенд и сказок. Фигуркибыли компактными и отличались энергичной пластикой форм, что было очень сложным приемом для таких маленьких статуэток. Томотика II имел большую мастерскую и воспитал много учеников и последователей.

      Волшебный котелок для чая Япония Середина XIX в. Мастер: Тикуёсай Томотика II. Работал-сер. XIX в. Школа/Центр производства: Эдо слоновая кость резьба 3,5 x 2,5 см Происходит из собрания музея училища барона А. Л. Штиглица

       

      Виды фигурок нэцкэ

      За несколько веков развития искусства японской миниатюрной скульптуры, выделилось несколько основных видов фигурок нэцкэ:

      Катабори (形彫) — это самый распространенный тип нэцкэ. Катабори представляет собой компактную резную фигурку. Катабори может иметь форму людей, животных. Эти фигурки изначально характерны для золотого периода истории нэцкэ (конец XVIII — начало XIX века).

      Анабори (穴彫) — это подвид катабори. Основное отличие заключается в том, что сюжет помещается внутрь  вырезанной полости. Традиционно сцены помещались между двумя створками раковины.

      Саси (差) — это одна из самых древних и простых по своей форме нэцкэ. Саси имели форму длинных брусков из разных материалов. На одном конце они имели отверстие для шнурка, но, в отличие от катабори, саси просто затыкали за пояс. Близкая аналогия саси — приспособление оби-хасами, изобретенное в Китае.

      Маска (яп. 面 мэн) — в зависимости от своих увлечений, каждый мог выбирать себе нэцкэ по вкусу. Японцы очень любили театр, и уменьшенные копии масок были очень популярны, ведь именно их использовали актеры традиционного японского театра.

      Мандзю (饅頭)  - нэцкэ, имеющие форму круга, также иногда могли состоять из двух полукругов. Мандзю  изготавливали из дерева или слоновой кости, а изображение наносилось при помощи гравировки. Свое название эта нэцкэ получила в честь круглой плоской рисовой лепешки мандзю.

      Рюса (柳左)— один из вариантов мандзю. Такая нэцкэ была полой внутри, и изготавливалась в технике скозной резьбы. Иногда ее выполняли из двух половинок. Эта форма была популярна в Эдо, где жил известный японский резчик Рюса (работал в 1780 годы). В его честь нэцкэ получила свое название. Рюса и мандзю были просты в изготовлении и получили широкое распространение.

      Кагамибута (鏡蓋) — по форме такая нэцкэ похожа на мандзю, но представляет собой плоский сосуд, напоминающий пудреницу с крышкой. Сам сосуд выполнялся из слоновой кости, рога или дерева, а на металлическая крышка украшалась гравировкой, резьбой или другими декоративными приемами работы по металлу.

      Нэцкэ с сюрпризом – часто  искусные мастера делали нэцкэ с секретом.  Фигурка пряталась внутри контейнера как в киндер-сюрпризе. Некоторые нэцке могли издавать звук трещотки. Например, одна из дошедших до нас нэцкэ была выполнена в форме сот, из которых выглядывали маленькие осы. Эта нэцкэ издавала «жужжащий» звук.

      Нэцкэ, Масацугу. Бочкообразный контейнер  с декором из цветов хризантемы с откидной нижней частью. Внутри - фигурка Кикуджиро, пишущего магические знаки долголетия на листьях хризантемы. Слоновая кость, резьба. 3 см.

        

      Отправьте фото удобным вам способом

         

        Древнее искусство изготовления нэцкэ

        Фигурки изготавливались по сложившимся канонам с использованием определенных технологий. Создание нэцкэ в традиционном стиле было тяжелым процессом, который включал в себя вырезание, лакировку, полировку, наведение глянца. На одну нэцкэ мастер мог потратить от одного до нескольких месяцев. Размеры фигурок были небольшими -  от 2 до 15 см. Одним из самых важных моментов была обработка поверхности и выбор места для отверстий. Опытные резчики-нэцукэси подходили выбору места для отверстий очень серьезно. Нельзя было просверлить их в любом месте – они должны были быть гармонично вписаны в композицию. Дерево для нэцкэ не покрывалось краской или лаком. Его тщательно полировали угольным порошком, а затем протирали льняным маслом. Для придания фигурке золотистого блеска, дерево покрывали соком определенных ягод, а затем протирали шелковой тканью.

        Нэцкэ (статуэтка) "Собака", дерево, оникс, резьба, тонировка, Япония, 1970-1990 гг. 

        Материалы и их символика

        Для изготовления нэцкэ резчики использовали разные материалы. Самыми популярными материалами были дерево и слоновая кость, но со временем многие нэцукэси начали экспериментировать с фарфором, стеклом, бамбуком, нефритом. Так как нэцке должны были приносить владельцу удачу, богатство и здоровье, к выбору материала подходили серьезно. Японцы верили, что разные породы дерева и камня обладают  магическими свойствами и придавали и большое значение. Обычно мастера выбирали те материалы, которые были им доступны. Слоновую кость чаще использовали мастера из крупных городов: Осака, Киото и Эдо (Токио). Резчики из периферийных городов для изготовления нэцкэ брали японский самшит и вишневое дерево. Реже использовался металл – нэцкэ-кагамибута чаще имели крышку из металла с декором.

        Сакура

        Сакура всегда была священным деревом для японцев. Считается, что она обладает положительной энергетикой. Нэцкэ из сакуры – это популярный подарок. Часто японцы дарят их друг другу, и считается, что дарить или принимать в подарок такую фигурку нужно с хорошим настроением и благодарностью, потому что дерево впитывает положительную энергию и может ее возвращать.

        Самшит

        Нэцкэ из самшита символизировали долголетие, крепкое здоровье, защищают владельца от негативной ауры.

        Слоновая кость

        Порошок из слоновой кости использовали в целительных целях, а фигурка из этого материала символизировала долголетие и крепкое здоровье. Об этом свидетельствуют некоторые нэцкэ, у которых оборотная сторона не была обработана. Это давало возможность при необходимости соскрести острым лезвием небольшое количество порошка.

        Рог оленя

        Также как и слоновая кость рог оленя ассоциировался с долголетием. Считалось, что порошок из рога оленя возвращает молодость и красоту.

        Нефрит

        Нефрит очень высоко ценился в Японии. На Востоке нефрит считался «камнем победы» и величия, амулетом, укрепляющим жизненные силы, оберегающим от дурного глаза.

        Нэцкэ, Масацугу. Бочкообразный контейнер с декором из цветов хризантемы с откидной нижней частью. Внутри - фигурка Кикуджиро, пишущего магические знаки долголетия на листьях хризантемы. Слоновая кость, резьба. 3 см.

        Сюжеты

        Важную роль в символическом значении нэцкэ играл не только материал, но и сюжет статуэтки - персонаж, предмет, растение. Самыми популярными персонажами в японском искусстве были Ситифукудзин – семь богов счастья: Дайкоку, Эбису, Бисямонтэн, Хотэй, Дзюродзин, Бэндзайтэн, Фукурокудзю. Еще были востребованы фигурки животных – символов календарного цикла и дракона Риндзин - покровителя императоров.

        Эбису

        Изображается в виде старца с большой рыбой. Это бог рыбалки, океана и труда, а также хранитель здоровья маленьких детей.

        Дайкоку

        Изображается с колотушкой счастья в руках большим мешком риса на спине. В мешке или рядом с персонажем обычно изображаются крысы. Дайкоку - это бог добра и веселья. Чаще всего его дарят вместе с Эбису.

        Фукурокудзю 

        Изображается в образе старца с большой головой, длинной бородой и посохом. Японцы верят, что он защищает от болезней, дарит мудрость, счастье и долголетие. 

        Хотэй 

        Этот бог приносит, богатство и счастье, процветание. Считалось, что надо триста раз потереть его животик, чтобы в дом пришло благополучие.

        Дзюродзин

        Атрибутами Дзюродзина являются посох, к которому прикреплен свиток с записями о продолжительности жизни человека, свиток с надписью "Небеса даруют бессмертие", черепаха, журавль, ребенок, олень. Фигурку изображали с длинной белой бородой.

        Бисямонтэн

        В Японии он считается покровителем воинов и богом войны, а также карателем злодеев. Бисямонтэна изображают с копьем в одной руке и небольшой пагодой в другой.

        Бэндзайтэн

        В Японии – это богиня счастья, любви и искусства. Также считается божеством воды и покровительницей музыки.

        Часто встречались фигурки животных, каждый из которых что-то символизировал. Например, черепахи были символами долголетия, орел приносил удачу в бизнесе, а рыба символизировала богатство. Супругам дарили парные фигурки – собачек, бегемотов. Они приносили счастье и гармонию в семью. Очень сильным защитным  амулетом в Японии является дракон, который почитался на Востоке.

        Нэцкэ "Три черепахи", с подписью автора, самшит, оникс, резьба, тонировка, Япония, 1960-1970 гг. 

          

        Отправьте фото удобным вам способом

          Все ли нэцкэ подписаны автором?

          Многие резчики оставляли на своих работах подпись. Чаще это делали знаменитые мастера, чтобы защитить себя от подделок. Тем не менее, известно неподписанных нэцкэ, которые эксперты считаю выдающимися произведениями. Среди них знаменитая нэцкэ, выполненная из слоновой кости и изображающая японскую ныряльщицу Аму и кальмара. Многие коллекционеры  предпочитают покупать нэцкэ без клейма, чтобы избежать вопросов о подлинности работы.

          Подбор из трех подписных нэцкэ одного мастера: "Животные восточного гороскопа", самшит, резьба, тонировка, Япония, 1980-1990 гг.

          Где хранятся самые дорогие нэцкэ?

          Начиная со второй половины XIX века нэцкэ стали коллекционировать в Европе, и сейчас это увлечение объединяет многих собирателей. Каждый год цены на миниатюрные японские скульптуры бьют новые рекорды на аукционах. Большая часть этих восточных талисманов находятся за пределами Японии. Чаще всего они покупаются частными коллекционерами, и исследователи полагают, что огромное количество ценных фигурок могло осесть в частных коллекциях. но многие ценные предметы хранятся в собраниях известных музеев, и доступны для широкой публики

          Государственный Эрмитаж, Россия. Коллекция нэцкэ Государственного Эрмитажа – крупнейшая в России. В основу легло собрание барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884), которое было передано в Эрмитаж в 1926 г. Коллекция насчитывает более 1500 фигурок.

          Европеец. Япония, Первая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-177. Государственный Эрмитаж.

          Коллекция музея Метрополитен, США. Значительная коллекция нэцкэ хранится в музее-Метрополитен. Среди 2500 экспонатов есть настоящие шедевры японских резчиков, большая часть которых была подарена музею частными коллекционерами. 

          Обезьяна с каштаном, Япония, 19 век.

          Коллекция Лувра, Франция Европеец. Япония, Первая половина XIX в. Инвентарный номер: ЯД-177. Государственный Эрмитаж. – множество уникальных фигурок хранится в Париже, в департаменте искусства Африки, Азии, Океании и Америки.

          Нэцкэ, Носильщик, XIX век.

          Еврейский музей, Вена.  Одна из фигурок нэцкэ дала название популярной книге. «Заяц с янтарными глазами: скрытое наследство» — семейные мемуары британского керамиста Эдмунда де Ваала. Повествование сосредоточено на истории семейной коллекции, которая состоит из 264 нэцкэ, вырезанных из дерева или слоновой кости. Коллекция нэцке была первоначально куплена двоюродным прадедом де Ваала Шарлем Эфрусси в Париже в 1870-х годах и передавалась из поколения в поколение. Коллекция была передана на постоянное хранение в Еврейский музей в Вене.

          Заяц с янтарными глазами нэцкэ на выставке в Художественно-историческом музее Вены, ноябрь 2016 г.

          На что стоит обратить внимание при покупке нэцкэ?

          Непрофессионалу может быть очень сложно определить подлинность и художественное качество нэцке. Необходимо установить возраст фигурки, школу, изучить подпись, материал. Для этого могут потребоваться годы изучения темы. Нэцке изготавливались не только известными мастерами, но также их учениками и даже простыми людьми. Многие коллекционеры собирают простые нэцкэ, другие – с множеством мелких деталей. При выборе и покупке нэцкэ важно обратить внимание на следующие факторы:

          Состояние сохранности.  Многие дошедшие до наших дней нэцкэ использовались по своему прямому назначению – в качестве брелоков. Если нэцкэ является старинной, то на ней вполне могут появиться повреждения, сколы, трещины и следы реставрации. Это влияет на цену фигурки, но совсем идеальное состояние также может напрячь покупателя и навести на мысли о подделке. Исследователи и коллекционеры нэцкэ сходятся во мнении, что небольшие следы бытования допустимы для подлинных старинных скульптур.

          Редкость. В мире нэцкэ, как и в любой сфере искусства есть шедевры. Многие коллекционеры специализируются на конкретных тематиках и жанрах, и знают, какие фигурки считаются самыми редкими и ценными.

          Цена. Стоимость настоящих ценных японских нэцкэ в наше время начинается от 200 долларов. Чем знаменитее мастер, изготовивший фигурку, тем она. Слишком низкая цена может говорить о подделке.

           Нэцкэ (статуэтка) "Свинья с початком кукурузы", дерево, оникс, резьба, тонировка, Япония, 1970-1990 гг.

          Чтобы купить нэцке и не сомневаться в их подлинности, рекомендуем обратиться в антикварный интернет-магазин «Однажды». Все товары магазина проходят профессиональную оценку сертифицированными экспертами. Специалисты компании помогут с выбором фигурки для вашей коллекции и подробно расскажут о предмете. 

          Самостоятельно определить подлинность и цену старинной фигурки нэцкэ очень сложно, и лучше доверить это профессионалам-востоковедам. Чтобы не ошибиться и узнать точную цену фигурки, вы можете обратиться к специалистам компании по оценке и выкупу антиквариата «Raritetus». Наши эксперты проведут профессиональную и быструю оценку предметов антиквариата. Оценку можно провести a формате онлайн: отправить фото по почте или в мессенджере. Вы также можете приехать к нам в офис или воспользоваться услугой выезда нашего специалиста по указанному адресу. Сделка по выкупу будет оформлена быстро, а вы получите деньги и официальные документы о продаже.

            

          Отправьте фото удобным вам способом



            Похожие статьи
            Пленочный фотоаппарат Смена СССР: история, все модели фотоаппарата Смена, цена 12.09.2022 в 02:58
            Олимпийский мишка - талисман олимпийских игр 1980 года в Москве, символ Олимпиады 1980 в СССР 10.09.2022 в 12:55
            Журналы СССР (список): лучшие советские журналы, что читали в СССР, редкие издания 07.09.2022 в 04:44
            Знак «Друг детей»: цена, разновидности значков общества «Друг детей» 05.09.2022 в 01:37
            Фотоаппарат Зенит-Е: характеристики, фото, особенности экспортного Zenit-E 30.08.2022 в 11:00
            25 копеек Николая 2: цена серебряной монеты с портретом Николая II и разновидности 30.08.2022 в 05:59
            Золотые монеты Александра 3: цены, разновидности 3, 5, 10 рублей и марок 30.08.2022 в 06:40
            Декадрахма - серебряная монета Древней Греции и ее цена сегодня 11.09.2022 в 10:09
            Золотые монеты Николая 1: цены, разновидности 3, 5 и 10 рублей, дукаты и злотые 11.09.2022 в 10:47
            Знак Красного командира (краскома): разновидности знака отличия командира РККА 17.09.2022 в 12:07